Поиск по этому блогу

пятница, 29 января 2016 г.

Как не ошибиться в выявлении ранней одаренности детей


Вадим Щорс,
социальный педагог учебного учреждения
"Винницкий технический лицей"


Часть 1. читайте по ссылке http://socialshchors-v.blogspot.com/2016/01/blog-post_33.html

Продолжение.
Часть 2. 


3. Социальная одаренность. Социальная одаренность — это исключительная способность выстраивать долгосрочные, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Структурные элементы социальной одаренности: социальная перцепция; просоциальное поведение; моральные суждения; организаторские навыки, и т.д.
Социальная одаренность может способствовать огромной успешности во многих направлениях. За этим мы представляем способность проникаться проблемами других, любить, быть отзывчивым, находить общий язык с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным педагогом. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает большой спектр проявлений, связанных с легкостью построения и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которая является одним из проявлений социальной одаренности.
Настоящий лидер — явление редкое, дар. Лидер, по сути, всегда творческая личность. Всегда ли творческая личность является лидером? К сожалению, мы должны признаться, что нет. Сейчас, в современном мире возрастает роль коллективного труда. А это требует от творца, который пытается достичь желаемых результатов, не только умение работать в команде, но и способности быть лидером.
В общении со сверстниками одаренный ребенок почти всегда берет на себя роль руководителя и организатора коллективных игр и дел. Принимая за основу такое наблюдение, большинство специалистов выделяют важнейшую черту одаренных детей — способность руководить другими детьми. Посмотрев на это явление, понимаем, что не все так просто. Главной причиной способности одаренного ребенка к командованию сверстниками является его интеллектуальное превосходство над ними. Он лучше других представляет себе наиболее эффективный характер развития игровых действий, прогнозирует возможные ошибки и несоответствия игрового поведения. Предупреждая их, он берет на себя роль лидера.
Вышесказанное достаточно четко проявляется в старшем дошкольном возрасте. В младших классах ситуация несколько меняется. Часть одаренных детей уже не интересуют коллективные игры, они отдают предпочтение индивидуальным занятиям и играм. Это объясняется тем, что одаренные дети уже успели получить негативный опыт общения со сверстниками во время коллективных игр. Особенности характера, темперамента, а именно: заинтересованность в определенной деятельности, углубленной интеллектуальной работе, самодостаточности.
Общие черты лидерской одаренности:
• интеллект выше среднего;
• умение принимать решения;
• способность иметь дело с абстрактными вещами, планированием, временными ограничениями;
• ощущение цели, направления движения;
• гибкость;
• способность приспосабливаться;
• чувство ответственности;
• уверенность в себе;
• настойчивость;
• энтузиазм;
• умение четко выражать мысли.
Существуют многочисленные стандартизированные методы оценки уровня и особенностей развития: шкалы социальной компетенции, шкалы социальной зрелости, тесты на лидерство, социометрия.

4. Интеллектуальная и академическая одаренность. До середины ХХ века одаренность определяли исключительно по специальным тестам интеллекта (IQ), что было поводом для многих споров. Это описывается в специальной литературе, где «коэффициент интеллекта» (IQ) — это не совсем «естественный ум». И если не углубляться в профессиональные проблемы, а рассмотреть главную, то поймем, что привело к дискредитации этой теории и ее практики.
Полученный коэффициент интеллекта, согласно проведенным тестам, оказался не пригодными ни для педагогический практике, ни для прогнозирования будущих достижений ребенка. Долговременные исследования указывали, что проявленный в детстве высокий IQ не гарантирует того, что в будущем ребенок станет известным ученым, художником, руководителем. Но сам показатель – коэффициент интеллекта – претендовал на роль универсальной личной характеристики, которая указывает на общий уровень одаренности.
Теоретическая психология обнаружила причину этого явления. Анализ тестовых заданий, которые традиционно использовались в тестах интеллекта, начиная с первых вариантов, созданных в начале ХХ века, и до комплектов специальных методик второй половины ХХ века, обнаружил, что практически все эти задания активизируют и выявляют один вид мышления, называемый логическим (конвергентным). А для достижения успехов в науке, искусстве, практической сфере нужны не столько навыки выявлять закономерности, следовать заданному алгоритму, сколько умение мыслить нестандартно, оригинально, находить новые проблемы и неординарные решения этих проблем. Общие черты интеллектуальной одаренности:
• острота мышления;
• наблюдательность;
• исключительная память;
• проявляет выраженную и разностороннюю любознательность;
• длительные занятия одним делом;
• легкость в обучении, умением хорошо излагать свои мысли;
• демонстрация способностей к практическому получению знаний;
• исключительные способности к решению задач.
В лексике педагогов и психологов существует понятие «способность к обучению». Они давно заметили такую особенность: ребенок может быть и творческим и умным, но обучается тяжело. Естественно, к такой характеристики ученика присматриваются, прежде всего, учителя, именно они утверждают, что одаренные дети – «это дети, которые хорошо учатся».
На самом деле, это — ошибочное мнение. Из личного опыта каждый знает, что «отличник» не всегда тот, кто умнее и более развит в творческом направлении, скорее, это тот, кто послушный, старательный, ответственный и прочее. Поэтому психологи и социальные педагоги, основные оппоненты педагогов в данном вопросе, постоянно подчеркивают: одаренные дети не всегда отличники! Скорее даже наоборот, по результатам многочисленных исследований, одаренные дети крайне редко бывают отличниками и даже просто хорошими учениками. К сожалению, одаренные дети в традиционной школе учатся на среднем уровне.
Следует отметить, что успешность в учении свойственна далеко не всем, и действительно одаренная личность более способна к усвоению нового опыта. Но реальные успехи в учебе, обозначенные школьными отметками, далеко не всегда адекватно характеризуют эту способность.

5. Двигательная (психомоторная) или спортивная одаренность. Одаренные дети проявляют интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
· обладают хорошей зрительно-моторной координацией;
· любят движение (бег, прыжки, лазанье);
·имеют широкий диапазон движений (от медленных до быстрых, от плавных до резких);
·прекрасно удерживают равновесие при выполнении двигательных упражнений (на бревне, трамплине);
·прекрасно владеют телом при маневрировании (стартуя, останавливаясь, целенаправленно меняя направление и т.п.);
   ·для своего возраста обладают исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков.
Стандартизированные тесты на перцептивно-двигательное развитие позволяют оценивать различные периметры моторного развития: темп, ритм, координацию движений, скорость реакции.

6. Духовная одаренность связана с моральными качествами, альтруизмом. Этот вид одаренности в наше время, еще не совсем изучен. Используются диагностические методики оценки морального уровня развития.

7. Практическая одаренность. Главной особенностью практической одаренности есть знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать эти знания на практике. Этот вид одаренности впервые ввел в обиход Роберт Стенберг, психолог из Йельского университета.
Люди, которые с большим успехом пользуются интеллектом в повседневной жизни, не обязательно на работе доминируют в решении проблем, где задействовано абстрактное мышление, и академические способности не всегда указывают на интеллект. Названные выше виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и внешнего окружения ребенка.

Литература
Барко В. І. Як визначити творчі здібності дитини?  / В. І. Барко, А. М. Тютюнников. – К. : Україна, 1991. — 79 с. — (Серія «Сім’я і суспільство»).
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском воздасте : психол. очерк [кн. для учителя]. [2-е изд.] / Л. С. Выготский. — М. : Просвещение, — 1967. — 93 с.
Додонов Б. И. Эмоциональные характеристики личности и художественная одаренность. / Б. И. Додонов. // Художественное творчество : Вопросы комплекс. изуч / АН СССР. Науч. совет по истории мировой культуры, Комплекс изуч. творчества ; [редкол. Б. С. Мейлах (отв. ред. и др.)] – Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1982. — 286 с.
Кульчицька О. І. Особливості художньої обдарованості. / О. І. Кульчицька // Обдарована дитина. – 2005. — № 4. — С. 2-5.
Савенков А. И. Одаренный ребенок дома и в школе. / А. И. Савенков. – Екатеринбург : У-Фактория, 2004. — 272 с. — (Серия «Психология детства : «Практикум»).
Советский энциклопедический  словарь / [гл. ред. А. М. Прохоров] — 4-изд. — М. : Советская энциклопедия, 1986. — 1632 с. 
Столяренко О.В., Щорс В.В. Соціально-психологічний аспект роботи з обдарованими дітьми в загальноосвітній школі. / О.В. Столяренко, В. В. Щорс. // Відродження : науково-методичний вісник Вінницького ОІПОПП. – 2009. - № 1. – С. 58-61.
Щорс В. В. Психологічні особливості обдарованих дітей. / В. В. Щорс. // Психологічна газета. — 2009. — № 9 (129). — травень. — С. 17-18.
Щорс В. В. Робота з обдарованими дітьми в загальноосвітній школі / В. В. Щорс. // Школа (Шкільний світ) : Інформаційно-методичний журнал. — 2008. — № 10. — С. 12-15.
Щорс В. В. Робота соціального педагога з обдарованими дітьми у загальноосвітньому навчальному закладі. / В. В. Щорс. // Психологічна газета. — 2009. — № 9 (129). — травень. — С. 19-25.
Щорс В. В. Як не  помилитися у виявленні ранньої обдарованості дитини // Обдарована дитина. / В. В. Щорс. — 2007. — № 3 — С. 53-61.


Комментариев нет:

Отправить комментарий