Социометрическая
техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в
целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно
изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой
деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов
конкретных групп.
Цель проведения
социометрической процедуры:
а) измерение степени
сплоченности или разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических
позиций», то есть сопоставимого авторитета членов группы по признакам симпатии
или антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и
«отвергнутый»;
в) обнаружение
внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть
свои неформальные лидеры.
Социометрический опрос
проводится групповым методом. Его проведение требует до 15 мин. Оно очень
полезно в прикладных исследованиях, особенно во время работы по
совершенствованию отношений в коллективе. Но оно не является радикальным
способом, с помощью которого возможно решение внутригрупповых проблем, причины
которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более
глубоких источниках.
Социометрическая
процедура
Членам группы
предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность определить симпатии
и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не
принимает.
Примеры вопросов,
используемых при проведении:
Представьте следующую
ситуацию. Вы всем классом отправились в путешествие морем.
1. Вам предложили
кого-то из одноклассников избрать капитаном корабля? Кто это будет?
2. Кого бы из
одноклассников вы не хотели видеть на капитанском мостике?
Вечером, всем классом,
вы пошли в ресторан отпраздновать начало своего путешествия.
3. С кем бы из
одноклассников вы хотели отпраздновать начало путешествия, то есть сидеть за
одним столом?
4. С кем бы из
одноклассников вы не хотели отпраздновать начало путешествия?
Испытуемым предлагают
выбирать строго фиксированное количество членов группы. Например, в группе из
30 человек каждому предлагают выбрать лишь до 5 человек. Количество ограничения
числа социометрических выборов получила название «социометрического
ограничения» или «лимита выборов».
В настоящее время
принято считать, что для групп в 25-35 участников минимальное количество «социометрического
ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов.
Обработка
результатов.
Социоматрица. Вначале следует построить простейшую социоматрицу.
Пример дан в таблице, приведенной ниже. В таблицу отдельно заносят ответы из
деловых и личностных отношений.
Вертикально
записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по
горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами
обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый.
Анализ социоматрицы по
каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе.
Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким
критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основная
ценность социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в
свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и
предоставленных выборов, установить порядок влияния.
На
основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов.
Тот, кого выбирают
|
|||||||||||||
№ п/п
|
Ф.И того, кто
выбирает
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
Итого
|
1
|
Г... на
|
X
|
|
+
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
Г...ва
|
|
X
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
Ж...Н
|
|
|
X
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
З...на
|
-
|
+
|
|
X
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
Ив. ..в
|
|
|
|
|
X
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
Ив...ва
|
|
|
|
|
|
X
|
|
|
|
|
|
|
7
|
К... на
|
|
|
|
|
|
|
X
|
|
|
|
|
|
8
|
Л...Н
|
|
|
|
|
|
|
|
X
|
|
|
|
|
9
|
Р. ..ва
|
|
|
|
|
|
|
|
|
X
|
|
|
|
10
|
С. .в
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
X
|
+
|
|
11
|
Ц...В
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
X
|
|
Количество
выборов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание:
+ положительный выбор; — отрицательный выбор.
Социограмма. Это — графическое
изображение реакции испытуемых друг на друга. Социограмма позволяет произвести
сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на
некоторой плоскости с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она дает
наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы за их
статусом (популярностью).
Социометрическая техника является
существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического
материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и
наглядного представления групповых явлений.
Анализ социограммы состоит в отыскании
центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки
составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее
часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2,
с членов, реже из 4 и более членов/
Социометрические индексы. Различают персональные социометрические индексы (ПСИ)
и групповые социометрические индексы (ГСИ). Первые характеризуют индивидуальные
социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают
числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в
группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными ПСИ:
позитивный негатив на экспансивность, степень удовлетворенности степень
конфликтности, социометрический статус, потребность в общении, совместимость
степень отвержения группой респондента.
Индекс социометрического статуса
определяется по формуле:
де С— социометрический статус;
R+— полученные позитивные выборы;
R_— полученные негативные выборы;
N— количество членов группы.
Индекс эмоциональной экспансивности определяется по формуле:
де В— эмоциональная экспансивность;
В+— полученные позитивные выборы;
В_— полученные
негативные выборы;
N— количество членов группы.
Среди ГСИ
важнейшими являются индексы социометрической когерентности, напряжением
ограниченности, плотности, сплоченности, разъединенности, приемлемости,
экспансивности, антипатии.
Индекс экспансивности характеризирует среднюю активность группы и рассчитывается как
сумма всех выборов, деленная на количество респондентов:
де Аg— индекс экспансивности;
Rо+—
сумма всех позитивных выборов;
Rо_ — сумма всех
негативных выборов;
N—количество опрошенных.
Индекс сплоченности учитывает число взаимных положительных выборов по отношению к общему
числу возможных выборов и определяет степень привлекательности группы для ее
членов.
де Gq — индекс сплоченности;
В+ — количество взаимных
позитивных выборов;
N — количество участников опроса;
k— лимит выборов.
Индекс антипатии характеризует число взаимных
отрицательных выборов по отношению к общему числу возможных выборов и
определяет степень неприятия группы ее членами.
де Gа — индекс антипатии;
В_ — количество взаимных
негативных выборов;
N— количество участников опроса;
k— лимит выборов.
Индекс
напряженности отражает общее количество расхождений взаимных оценок членов группы (А
выбирает В, а В исключает А) по отношению к общему количеству выборов и
определяет противоречивость отношений в группе.
де Gn—
индекс напряженности;
Вn — количество разногласий взаимных оценок;
N— количество участников опроса;
k— лимит выборов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий