Страницы

Поиск по этому блогу

вторник, 2 февраля 2016 г.

Тренинговое занятие «Влияние телевидения на подсознание подростков»


Щорс В.В., аспирант Винницкого государственного педагогического университета имени Михаила Коцюбинского, социальный педагог учебного учреждения «Винницкий технический лицей», Украина


Цель: активизировать критическое, аналитическое отношение участников к воздействию телевидения на сознание, определить основные приемы телевидения.


Структура тренингового занятия
Виды работы
Ориентировочная продолжительность, мин.

Материалы

1.   
Вступительное слово тренера
10

2.   
Упражнение на знакомство
10

3.   
Упражнение «Создание правил работы»
10
Ватман, маркеры
4.   
Упражнение «Ожидание от тренинга»
5
Плакат с изображением дерева, стикеры, ручки
5.   
Анкетирование  «Ты и средства массовой информации, компьютер»
10
Бланки с анкетой, ручки
6.   
Упражнение «Моя жизнь»
35
Лист бумаги формата  А-4, ручки, ватман
7.   
Упражнение «Я — герой телесериала»
20
Бумага для записей, ручки
Перерыв
20

8.   
Информационное сообщение    «Функции СМИ, которые влияют  на подсознание человека»
5
Лист бумаги  формата А-3 с функциями СМИ
9.   
Упражнение «Творцы и критики кинопремии «Оскар»
30
Бумага, ручки, карандаши, фломастеры, маркеры, скотч, кнопки
10.               
Тест «Телеман ли я?»
10
Бланки с тестом
11.               
Домашнее задание
5
Бланки с  завданием
12.               
Подведение итогов
10

Ориентировочное время
180


1.     Вступительное слово тренера
Цель: ознакомить участников тренинга с темой и основными проблемами  нашей сегодняшней встречи.
Тренер. Многие люди, как молодые, так и пожилые, посвящают просмотру телепрограмм значительную часть своего времени. Опросы показывают, что до 18 лет американский подросток проводит у экрана телевизора в среднем 15 000 часов! И это только телевизор! А еще работа за компьютером, в Интернете. И то, что это настоящая страсть, становится очевидной, когда ярые телеманы пытаются от нее избавиться.
«Меня непреодолимо тянет к телевизору. Когда он работает, я не могу его не смотреть. Исключить его выше моих сил... У меня просто руки не поднимаются это сделать. Так и сижу перед ним часами». Говорящий это - подросток? Нет, преподаватель английского языка в колледже! Но и среди подростков являются телеманы. В США проводился эксперимент «Неделя без телевизора». Вот что рассказали те, кто согласился участвовать в нем:
• «Мне так плохо ... Я просто схожу с ума «(12-летняя Сьюзан).
• «Боюсь, что не смогу избавиться от этой привычки. Я так люблю смотреть телевизор» (13-летняя Линда).
Неудивительно, что, как только эксперимент закончился, большинство подростков, которые в нем участвовали, моментально бросились к своим телевизорам. Однако подобная телемания — вовсе не шутка, поскольку через нее у людей может возникнуть слишком много проблем. О них мы и поговорим сегодня.

2.      Упражнение на знакомство
Цель: подготовить участников к работе, создать комфортную атмосферу, хорошее настроение, сплотить группу.
Социальные педагоги г. Винница, Украина
ноябрь 2009 года
Тренер (социальный педагог, школьный психолог или учитель, который имеет специальные навык в работе с группой) просит участников тренинга по очереди назвать свое имя, основной род занятий и хобби. Тренер начинает первым.
Рефлексия:
— Что вы чувствовали?
— Запомнили ли вы имена участников тренинга?
— Сколько имен вы запомнили?

3. Упражнение «Создание правил работы в группе»
Цель: принятие правил работы группы.
Участники составляют и принимают правила работы для данной группы на все время работы в этом тренинге и пытаются их придерживаться.

Правила работы группы:
1) Приходить вовремя — не опаздывать на занятия.
2) Общение по принципу «здесь и теперь» — многим участникам характерно стремление углубиться в воспоминания, события давно минувших дней. В этом случае срабатывает механизм психологической защиты. А ведь основная цель тренинга заключается в том,  чтобы группа  превратилась в своеобразное зеркало, где каждый мог бы увидеть себя во время своих проявлений. Это достигается частично тем, что в группе существует интенсивная  обратная  связь,  основанная на доверчивом межличностном общении.
3) Конфиденциальность — суть этого принципа сводится к рекомендации не выносить содержание общения, которое развивается в процессе тренинга, за пределы группы. Соблюдение этого принципа способствует формированию доверчивости, позволяет группе продолжительное время сохранять дискуссионный потенциал.
4) Мобильные на «виброзвонок» — участники выключают мобильные, чтобы не мешали во время работы группы.
5) Говорить от собственного имени — отказ от безличных глагольных форм, которые помогают в повседневном общении спрятать личностную позицию или отклоняться от прямого высказывания в нежелательных случаях. То есть вместо словосочетаний типа «Некоторые говорят, что...», «Обычно говорят» в  группе необходимо употреблять словосочетание с личными глаголами и личными местоимениями: «Я размышляю...», «Я так считаю», «Я — послание».
6) Оценивать факты, а не человека — говорить о событиях, происшедшие в твоей жизни или стране, а не о человеке, который в них принимал участие или тебе пересказывал их.
7) Активность — принимать участие во всех событиях, упражнениях, ситуациях, возникающих во время работы группы.
8) Лаконичность — говорить только по теме, следуя народной мудрости: «Краткость — сестра таланта».
9) Толерантность — стремиться слушать того, кто говорит, пытаясь не прерывать, использовать обращение «ты» во время работы группы, обладать правом высказывать свое мнение по какому-либо вопросу.
10) Ответственность за свои слова и поступки — давать правдивую информацию.
11). Честность и искренность — воспринимать себя и других такими, какими на самом деле они есть, оценивать собственные качества самостоятельно исходя из полученной в группе информации.

4. Упражнение «Ожидание от тренинга»
Цель: определения надежд и ожиданий участников относительно занятия.
Материалы: плакат с рисунком дерева, стикеры, ручки, маркеры.
Тренер просит участников подумать, что они ожидают от занятия, сформулировать их в высказывание. Формируют высказывание, записывая его на стикерах, и прикрепляют на плакате дерева (на кроне дерева, его ветвях, или около кроны).

5. Анкетирование  «Ты и средства массовой информации, компьютер»
Цель: анонимное диагностирование участников группы для проверки их жизненной позиции по отношению к средствам массовой коммуникации, самоанализ.
Материалы: бланки с анкетой, ручки.
Участникам тренинга раздают бланки с анкетой. Ответив на вопросы, участники возвращают заполненные бланки тренеру для дальнейшей обработки результатов.

Бланк анкеты
«_______»__________20__г.
1. Возраст ____________                                                              2. Пол ____________

3. Какие средства массовой информации вы предоставляете наибольшее предпочтение:
А) Интернету
Б) телевидению
В) радио
Г) прессе

4. Сколько времени вы проводите за просмотром телевизора?
в рабочий день ___________
в выходной день___________

5. Какие передачи ви смотрите по телевизору?
А) новости
Б) музыкальные  программы
В) художественные фильмы
Г) сериалы
Д) развлекательные программы
Е) политические программы
Ж) спорт
З) мультфильмы
И) все подряд

6. Вы смотрите по телевизору художественные фильмы, то это
русские фильмы
заграничные фильмы (укажите страну)___________________

7. Каким жанрам фильму вы отдаете предпочтение
А) комедия
Б) триллеры
В) документальные
Г) мюзиклы
Д) детективы
Е) мистика
Ж) мелодрамы
З) фильмы ужаса
И) боевики
К) эротика
Л) другие жанры (укажите)_____________________________

8. Какие телевизионные каналы вы чаще всего смотрите?
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
5.__________________________________________

9. Какой телевизионный герой вам больше всего нравится и чем? (Укажите героя и черты, присущие ему)
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

10. Во время работы за компьютером дома, вы:
А) слушаете музыку
Б) смотрите фильмы
В) играете в игры
Г) работаете с научными программами     

11. Сколько времени вы проводите за  компьютером?
в рабочий день ____________
в выходной день___________

12. Что вам дает компьютер, видео, телевидение, Интернет? ____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

13. Какие возникают у вас чувства, когда вы  видите на экране формы насилия?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

6. Упражнение «Моя жизнь»
Цель: оцените и проанализируйте свою жизнь с другой стороны.
Материалы: лист бумаги формата  А-4, ручки, ватман.
На листе бумаги участники тренинга рисуют круг, в центе которого  пишут фразу «Моя жизнь» и от него, по образцу солнця, рисуют «лучики». Которые есть основными жизненными позициями (здоровье, семья, работа, хобби и т.д.). По желанию (2-3 человека) называют всем свои жизненные позиции и объясняют, почему они их выбрали. Тренер тем временем на ватмане записывает  эти позиции и объясняет их. Участники имеют право дополнить позиции теми, которые еще не прозвучали.
Тренер просит оценить от 1 до 10 балов свои жизненные позиции, соответственно их значимости. Участники тренинга, высказывают свою точку зрения, объясняя, как они оценили свою жизнь.
Рефлексия
Участники делятся своими эмоциями во время выполнения задания. Если они не указали телевидение (Интернет) как современное явление жизни, то нужно на это обратить внимание группы.
— Трудно ли было оценить свою жизнь?
— Какое место в вашей жизни как зрителя занимает телевидение?
— Почему никто не указал позиции телевидение, Интернет? Или на них мы не  тратим часть нашей жизни?  

Объяснения для тренера. Когда будите проводить рефлексию, не забудьте спросить у группы: «Какое место в вашей жизни как зрителя занимает телевидение?». И если кто-то написал «телевидение», «интернет» и назвал это, спросите у него лично: как он оценивает их за шкалой от 1 до 10.

7. Упражнение  «Я — герой телесериала»
Цель: увидеть себя в роли телегероя и понять его сущность.
Материалы: лист бумаги, ручки.
Тренер. Все в своей жизни следили за жизнью героев сериала. У каждого из вас есть лист бумаги, на котором нужно написать имя или фамилию, полюбившегося вам телевизионного героя, его черту характера. Назовите то, что вы написали, и объясните, почему выбрали именно эту черту его характера.
Тренер объединяет участников в 4-5 групп и каждая из них получает задание: разыграть сценку, исполняя роль того героя, которого участники написали и продемонстрировать черту его характера соответственно жанру:
— мелодраматический;
— детективный;
— драматический;
— патриотический;
— комический.
Рефлексия:
         Какие черты характера вам помогли во время инсценирования?
         Какие черты вы хотели приобрести, а какие нет?
         Какими вы увидели героев сериала?
         Что вы чувствовали во время инсценировки?
         Что нового вы узнали о себе?

8. Информационное сообщение «Функции СМИ, которые влияют на подсознание человека»
Б. Грушин выделяет пять социальных функций массовой коммуникации:
1. Информационная  донесение до читательской, слушательской и зрительской аудитории сообщений об основных событиях в мире или конкретном регионе (не случайно часто используется термин «массовая информация»).
2. Функция социализации связана с формированием установок, ценностей и ценностных ориентаций аудитории.
3. Функция организации поведения влияние на изменение, прекращение или апробацию определенного действия данной группой людей.
4. Функция создания определенного эмоционально-психологического тонуса аудитории, связанного с переживаниями, настроением, эмоциональным включения и эмоциональными реакциями одобрение, восхищение, осуждения и т.п.
5. Функция коммуникации, указывает на усиление поддержки или, наоборот, ослабление связи между различными аудиториями и коммуникатором и аудиторией.

9. Упражнение «Художники и критики кинопремии «Оскар»
Цель: повышение социальной компетентности молодежи, переживания ситуации ответственности перед человечеством, работать с мечтами и фантазиями.
Материалы: бумага, ручки, карандаши, фломастеры, маркеры, скотч, кнопки.
Тренер напоминает участникам о кинопремию «Оскар», а затем предлагает игровую ситуацию. Перед этим тренер объединяет участников на подгруппы, где у каждого своя соответствующая роль.
Тренер. «Оскар» премия, которую присуждает Американская киноакадемия, является не только одной из самых престижных, но и древнейшей. 80 лет назад, в 1929 году, первые статуэтки раздали почти в семейной атмосфере. И вряд ли кто предполагал, что в будущем церемония вручения призов станет самым торжественным событием во всем киномире. Сначала ее транслировали на радио, потом на телевидении, которое превратилось в настоящее шоу. В течение десятилетий оскаровский регламент в принципе остается неизменным. Однако чтобы совсем не заскучать, временами вносятся «косметические» изменения. Необходимым условием для выдвижения фильмов во все номинации, кроме «иноязычной», является то, что он должен быть показан до конца года перед награждением (многие кинофирмы намеренно придерживают выпуск картин до Дня Благодарения или Рождества, чтобы о нем не забыли в канун оскаровской номинации), обязательно в регионе Лос-Анджелеса, где именно и вручаются призы. Добившись выдвижения ленты на премию, ее демонстрируют на специальных просмотрах в январе первой половины февраля. Объявление пятерки сильнейших происходит, как правило, во второй декаде февраля, за полтора месяца до финальной церемонии, которая проходит в последний понедельник марта в разнообразных павильонах Шрайн или Дороти Чендлер. Голосование по всем категориям, кроме главной («лучший фильм»), происходит среди членов американской киноакадемии согласно их кино профессий, то есть актеров выбирают актеры, операторов операторами и т.д. А вот за «лучшую картину» года должны голосовать все члены Академии, которым домой присылают ленты претендентов. Возглавляет американскую киноакадемию избираемый на 4 года президент.
В том виде, в котором она существует и сейчас, золотую статуэтку вручали еще на первой церемонии, но название «Оскар» появилось только в 1939 году. По самой распространенной версии, своим названием награда обязана библиотекарю Академии (позднее, ее исполнительному директору) Маргарет Геррик, которая воскликнула, впервые ее увидев: «Эта фигурка напоминает моего дядю Оскара!». Так или иначе, но с 1939 года приз Академии известен именно под этим именем.
Трижды проведения церемонии откладывалось: 1938  в связи с разрушительным наводнением в Лос-Анджелесе, 1968 из-за убийства Мартина Лютера Кинга, 1981 после покушения на президента Рональда Рейгана.

Никто не знает, какие сюрпризы преподнесет жизнь. Перенесемся в будущее. Представьте себе, что вы известные актеры, режиссеры, художественные критики или журналисты. Комитет кинопремии решил присудить вам почетный приз. Торжественное вручение премии предусматривает произнесения речи,  это давняя традиция.
Через некоторое время желающие смогут выступить на церемонии вручения премии. Если вы получили роль актера     «поете хвалебную оду» телевидению; режиссера   называете положительные стороны телевидения в речи; критика    отрицательные стороны. Роль журналиста   это роль лица, который выписывает из доклада говорящих, положительные и отрицательные стороны и делает рецензию докладе лауреата. В каждом выступлении старайтесь не повторять названные признаки телевидения.
Тренер записывает на доске положения, на основе которых участники группы могут построить свое выступление.
1. Номинация, в которой получили премию.
2. Объясните, почему вы заслужили эту награду.
3. Скажите слова благодарности тем, кто помог вам добиться подобного результата.
4. Расскажите о вашем видении телевидение будущего.

10. Тест «Телеман ли я?»
Цель: Исследование влияния пересмотренного на сознание зрителя и формирование его стереотипов.
1. Телевидение для Вас это - ...
А. Элемент современной жизни
Б. Стиль моей жизни
В. Все для меня и даже больше
2. Приходя домой Вы:
А. Сразу же включаете телевизор
Б. Даже не вспоминаете о его существовании
В. Начинаете заниматься домашними делами, но потом вспоминаете, что идет ваша любимая телепередача
Г. Включаете музыку
3. Сколько времени в день вы смотрите телевизор?
А. Около 1 часа
Б. Около 2 часов
В. От 3 до 6 часов
Г. От 7 и более
4. После того, как Вы посмотрели ваши любимые телепередачи, вы:
А. Выключаете ТВ
Б. переключает каналы, ища, что посмотреть еще
В. Занимаетесь своими делами, а телевизор остается выключенным
5. Вы покупаете ТВ программу каждую неделю?
А. Да
Б. Нет
В. Покупаю только, когда на каникулах (в отпуске)
Г. По мне, это делает кто-то из родных
6. Листая телепрограмму, вы:
А. Смотрите телеанонсы на любимых каналах
Б. Ищете глазами любимые передачи
В. Смотрите, что обозначили в телепрограмме ваши родные
Г. обозначает то, что хотите посмотреть в течение недели
7. Ожидая любимую телепрограмму, для Вас 1 минута длится, как ...
А. 10 минут
Б. несколько секунд
В. 1 минута
8. Находясь в гостях, Вы замечаете, что уже началась Ваша любимая телепередача:
А. Легкостью ее пропустите
Б. попросите включить телевизор
В. Начнете нервничать
Г. В хорошей компании меня телевизор не интересует
9. Вы ухаживаете за телевизором?
А. Нет
Б. Только когда убираю в квартире (вытираю с него пыль)
В. У меня телевизор - это святое
Г. Накрываю его салфеткой на ночь
10. Можете отказаться от просмотра телевизора, например на одну неделю:
А. Это как?
Б. Только если очень надо
В. Конечно, потому что есть много интересных занятий в жизни
Г. Никогда
Интерпретация теста

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
А.
1
3
0
1
3
2
3
1
0
3
Б.
2
0
1
3
0
2
0
4
1
2
В.
3
1
2
2
2
0
1
3
4
1
Г.
2
3
1
1
2
3
4

От 5 до 12 балов — в вашей жизни телевизор занимает незначительное место. Для вас это только информационный характер.
От 13 до 25 балов — для вас, как для человека XXI века, телевизор — это неотъемлемая часть вашей жизни, но при необходимости вы можете не смотреть слишком много.
От 26 до  32 балов — вы телеман. Телевизор для вас — это жизнь: руководство, собеседник, член семьи, любимая вещь в доме.

11. Домашнее задание
Проследите за формами насилия на телевидении (в телесериалах, художественных фильмах, мультфильмах) по схеме:

Схема анализа телевизионного насилия
(по Э. Пайну  и К. Маслачу)

Количество актов насилия
Дата
Дата
Дата
Жертва явно чувствует боль



Жертва умирает



Насилие совершает «хороший парень»



Насилие совершает «плохой парень»



Насилие не наказано



Насилие наказано



Программы, которые смотрят подростки, молодёжь
Название программы
Название программы
Название программы

12. Подведение итогов
Тренер. Тренинг заканчивается, вернемся к нашим ожиданиям. Если они осуществились, то подойдите к нашему символическому «дереву» и переклейте свои ​​стикер вниз (наступила осень, листочки опали с ветвей), если не осуществились ожидания —  оставьте стикеры сверху, но на следующем занятии мы обязательно их переставим вниз, ведь ожидания непременно сбудутся.


Комментариев нет:

Отправить комментарий