Щорс В.В., аспирант Винницкого государственного педагогического университета имени Михаила Коцюбинского, социальный педагог учебного учреждения «Винницкий технический лицей», Украина
Цель: стимулировать
молодежь к осознанному просмотру телепрограмм и адекватно смотреть на показ
различных форм насилия.
Структура поведения тренинга
№
|
Виды работы
|
Ориентировочная продолжительность, мин.
|
Материалы
|
1.
|
Упражнение на знакомство
|
10
|
|
2.
|
Рефлексия
|
5
|
|
3.
|
Упражнение
«Повтор правил работы»
|
10
|
Плакат с правилами
|
4.
|
Вступительное
слово тренера
|
10
|
|
5.
|
Упражнение «Ожижание от трененга»
|
5
|
Плакат с рисунком писочных часов, стикеры, ручки
|
6.
|
Объявление результатов вчерашнего анкетирования
|
5
|
|
7.
|
Обсуждение домашнего задания «Схемы
телевизионного насилия»
|
15
|
|
8.
|
Упражнение «Формы насилия и их проявления»
|
10
|
Лист бумаги формата А-4 с базовой информацией
|
Перерыв
|
20
|
||
9.
|
Упражнение
«Реклама продукта»
|
30
|
Лист бумаги формата А-4, фломастеры, маркеры, ручки
|
10.
|
Упражнение «Убеждение»
|
15
|
|
11.
|
Упражнение «Табло»
|
10
|
|
12.
|
Упражнение «За — против»
|
15
|
|
13.
|
Упражнение «Телеграмма»
|
10
|
Лист бумаги формата А-5, ручки
|
14.
|
Упражнение «Ожидание»
|
5
|
|
15.
|
Упражнение на финал «Пожелания»
|
5
|
|
Ориентировочное время
|
180
|
1. Упражнение на
знакомство «Мой бы... обо мне сказал...»
Цель: подготовить
участников к работе, создать комфортную атмосферу, хорошее настроение, сплотить
группу.
Тренер просит участников тренинга
по очереди продолжит фразу «Мой бы... обо мне сказал...». Тренер начинает первым
и так по кругу.
2. Рефлексия
— Как мне сегодня?
— С каким настроением я сегодня
пришел? Настрой на работу.
3. Упражнение «Повторение
правил работы»
Цель: повторить правила работы группы,
создать рабочую и доброжелательную атмосферу.
Тренер предлагает вспомнить,
какие правила группа установила на первом занятии. Далее объединяет участников
на подгруппы и просит вспомнить пословицу или песню, которые могли
проиллюстрировать то или иное правило.
4. Вступительное слово тренера
Я очень рад вас сегодня видеть.
На этом занятии мы продолжим нашу с вами плодотворную работу и поговорим на
тему «Насилие на телевидении».
Замечено, что телевизор имеет
гипнотическое воздействие не только на детей, но и на взрослых. Люди постепенно
пристращаються к телевизору, как к курению или алкоголю так, что без него не
могут жить. Телевизор постепенно отнимает желание читать, думать, делать что-то
полезное. Поэтому правы те люди (родители), которые отказываются от подключения
к кабельному, спутниковому телевиденью или строго контролируют время, которое
дети (сами) проводят у телевизора. Большинство современных телепередач
содержат, кроме грязных сексуальных сцен, еще и различные формы насилия,
которыми смакуют режиссеры и которые позволяет комитет по СМИ.
5. Упражнение «Ожидания»
Цель: определение
ожиданий участников относительно занятия.
Участникам раздаются стикеры.
Тренер просит написать на них свои ожидания, прочитать и приклеить их в верхнюю
часть символических песочных часов, изображенного на плакате.
6. Объявление результатов вчерашнего анкетирование
Тренер объявляет результаты в
процентном соотношении вчерашнего анкетирование и зачитывает ответы на вопросы
анкеты под номером 9, 12, 13, 14.
Рефлексия.
Анализ результатов анкетирования с целью осознания ответов на вопросы о
телегероях и отношение к формам насилия участников группы.
7. Обсуждение домашнего
задания «Схема телевизионного насилия»
Цель: анализ демонстрируемых актов
насилия по телевиденью в течение одиного вечера.
Участники
тренинга обсуждают выполнения задания дома «Схемы телевизионного насилия».
8. Базовая информация «Формы насилия»
Цель: познакомить
участников тренинга с формами насилия и их проявлениями.
Участники тренинга в парах
ознакамливаются информацию о формах насилия, их проявленияъ (схема). Потом определяют, какие из
перечисленных форм насилия мы видим на телевидении.
Рефлексия:
— С какой целью мы выполняли это
упражнение?
— Какие передачи вы вспомнили в
первую очередь?
— Какие мысли возникали?
— Какие выводы можно сделать,
анализируя это упражнение?
9. Упражнение «Реклама продукта»
Цель: научиться
смотреть на рекламу критически, понимать, что такое норма и реальную жизнь.
Тренер спрашивает участников «Есть
ли реклама насилием над человеком?» Участники по желанию отвечают на этот
вопрос. Далее тренер объединяет участников в подгруппы. Каждая мини группа
должна придумать рекламный сюжет для какого-то популярного продукта. Затем
участники презентуют свой рекламный ролик.
Рефлексия:
— Легко ли было придумать
рекламу?
— Считаете ли вы, что ваше
послание было донесено до аудитории?
— Какие чувства у вас возникли,
когда вы разробатывали и демонстрировали рекламу?
10. Упражнение «Убеждение»
Цель: развивать у подростков умение анализа и убеждения.
Работа в парах.
Кто-то один из пары пытается предостеречь другого про негативные особенности
рекламы. Затем наоборот.
Рефлексия:
— Удалось ли кому-то убедить
другого о негативном влияние рекламы?
— Легко ли было это сделать?
—
Поняли ли вы сразу, что хотел донести вам ваш собеседник?
— Есть ли кто-то, кого не удалось
убедить в пагубном влиянии рекламы?
11. Упражнение «Табло»
Цель: формирования
командной сплоченности.
Группа делится на две команды,
которые распределяют между собой функции: каждый участник должен изображать на «табло»
какую-то цифру (от 0 до 9). Тренер называет многозначные числа, а игроки быстро
становятся в соответствующем порядке и на пальцах показывают свои цифры.
12. Упражнение «Звездный контракт»
Цель: формирование умения отстаивать свое право на
труд и свое мнение.
Предлагается выйти из группы четырем
участникам. Один будет предлагать подписать «звездный контракт» на телесъемку,
двое — предлагают воспользоваться предложением, четвертый — убеждать отказаться).
Участники, которым предлагают, могут меняться после подписания или не
подписания контракта. Во время раздумий участник может задавать вопросы тому, кто
предлагает.
Рефлексия:
— Как вам было в роли продюссера?
— Почему вы решили предлагать
контракт именно с этим содержанием?
— Почему вы сразу поверили «продюссеру»?
— Почему вы так долго колебались
и слушали свою совесть?
— Как вам было в роли совести?
13. Подведение итогов «Телеграмма»
Материалы: лист
бумаги формата А-5, ручки.
Участники составляют телеграмму
из тех понятий, которые они изучили сегодня. И потом по кругу озвучивают свою
работу.
14. Упражнение «Ожидание»
Участники возвращаются к
ожиданиям, которые они писали в начале тренинга.
15. Упражнение на завершение занятия «Пожелания»
Тренер. Давайте
пожелаем группе всего хорошего. Сначала начну я, а дальше продолжите вы.
Участники по очереди говорят свои пожелания группе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий