Вадим Щорс,
социальный педагог учебного учреждения
"Винницкий технический лицей"
социальный педагог учебного учреждения
"Винницкий технический лицей"
Часть 1. читайте по ссылке http://socialshchors-v.blogspot.com/2016/01/blog-post_33.html
Продолжение.
Продолжение.
Часть 2.
3. Социальная одаренность. Социальная
одаренность — это исключительная способность выстраивать долгосрочные,
конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Структурные элементы
социальной одаренности: социальная перцепция; просоциальное поведение;
моральные суждения; организаторские навыки, и т.д.
Социальная
одаренность может способствовать огромной успешности во многих направлениях. За
этим мы представляем способность проникаться проблемами других, любить, быть
отзывчивым, находить общий язык с другими, что позволяет быть хорошим
педагогом, психологом, социальным педагогом. Таким образом, понятие социальной
одаренности охватывает большой спектр проявлений, связанных с легкостью
построения и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности
позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которая является
одним из проявлений социальной одаренности.
Настоящий лидер
— явление редкое, дар. Лидер, по сути, всегда творческая личность. Всегда ли
творческая личность является лидером? К сожалению, мы должны признаться, что
нет. Сейчас, в современном мире возрастает роль коллективного труда. А это
требует от творца, который пытается достичь желаемых результатов, не только
умение работать в команде, но и способности быть лидером.
В общении со
сверстниками одаренный ребенок почти всегда берет на себя роль руководителя и
организатора коллективных игр и дел. Принимая за основу такое наблюдение,
большинство специалистов выделяют важнейшую черту одаренных детей — способность
руководить другими детьми. Посмотрев на это явление, понимаем, что не все так просто.
Главной причиной способности одаренного ребенка к командованию сверстниками
является его интеллектуальное превосходство над ними. Он лучше других
представляет себе наиболее эффективный характер развития игровых действий,
прогнозирует возможные ошибки и несоответствия игрового поведения. Предупреждая
их, он берет на себя роль лидера.
Вышесказанное
достаточно четко проявляется в старшем дошкольном возрасте. В младших классах
ситуация несколько меняется. Часть одаренных детей уже не интересуют коллективные
игры, они отдают предпочтение индивидуальным занятиям и играм. Это объясняется
тем, что одаренные дети уже успели получить негативный опыт общения со
сверстниками во время коллективных игр. Особенности характера, темперамента, а
именно: заинтересованность в определенной деятельности, углубленной
интеллектуальной работе, самодостаточности.
Общие черты
лидерской одаренности:
• интеллект
выше среднего;
• умение
принимать решения;
• способность
иметь дело с абстрактными вещами, планированием, временными ограничениями;
• ощущение
цели, направления движения;
• гибкость;
• способность
приспосабливаться;
• чувство
ответственности;
• уверенность в
себе;
•
настойчивость;
• энтузиазм;
• умение четко
выражать мысли.
Существуют
многочисленные стандартизированные методы оценки уровня и особенностей
развития: шкалы социальной компетенции, шкалы социальной зрелости, тесты на
лидерство, социометрия.
4. Интеллектуальная и академическая
одаренность. До середины ХХ века одаренность определяли исключительно по
специальным тестам интеллекта (IQ), что было поводом для многих споров. Это описывается
в специальной литературе, где «коэффициент интеллекта» (IQ) — это не совсем
«естественный ум». И если не углубляться в профессиональные проблемы, а
рассмотреть главную, то поймем, что привело к дискредитации этой теории и ее
практики.
Полученный коэффициент
интеллекта, согласно проведенным тестам, оказался не пригодными ни для
педагогический практике, ни для прогнозирования будущих достижений ребенка.
Долговременные исследования указывали, что проявленный в детстве высокий IQ не
гарантирует того, что в будущем ребенок станет известным ученым, художником, руководителем.
Но сам показатель – коэффициент интеллекта – претендовал на роль универсальной
личной характеристики, которая указывает на общий уровень одаренности.
Теоретическая
психология обнаружила причину этого явления. Анализ тестовых заданий, которые
традиционно использовались в тестах интеллекта, начиная с первых вариантов,
созданных в начале ХХ века, и до комплектов специальных методик второй половины
ХХ века, обнаружил, что практически все эти задания активизируют и выявляют
один вид мышления, называемый логическим (конвергентным). А для достижения
успехов в науке, искусстве, практической сфере нужны не столько навыки выявлять
закономерности, следовать заданному алгоритму, сколько умение мыслить
нестандартно, оригинально, находить новые проблемы и неординарные решения этих
проблем. Общие черты интеллектуальной одаренности:
• острота
мышления;
•
наблюдательность;
•
исключительная память;
• проявляет
выраженную и разностороннюю любознательность;
• длительные
занятия одним делом;
• легкость в
обучении, умением хорошо излагать свои мысли;
• демонстрация
способностей к практическому получению знаний;
•
исключительные способности к решению задач.
В лексике
педагогов и психологов существует понятие «способность к обучению». Они давно
заметили такую особенность: ребенок может быть и творческим и умным, но обучается
тяжело. Естественно, к такой характеристики ученика присматриваются, прежде
всего, учителя, именно они утверждают, что одаренные дети – «это дети, которые
хорошо учатся».
На самом деле,
это — ошибочное мнение. Из личного опыта каждый знает, что «отличник» не всегда
тот, кто умнее и более развит в творческом направлении, скорее, это тот, кто
послушный, старательный, ответственный и прочее. Поэтому психологи и социальные
педагоги, основные оппоненты педагогов в данном вопросе, постоянно
подчеркивают: одаренные дети не всегда отличники! Скорее даже наоборот, по
результатам многочисленных исследований, одаренные дети крайне редко бывают
отличниками и даже просто хорошими учениками. К сожалению, одаренные дети в традиционной
школе учатся на среднем уровне.
Следует
отметить, что успешность в учении свойственна далеко не всем, и действительно
одаренная личность более способна к усвоению нового опыта. Но реальные успехи в
учебе, обозначенные школьными отметками, далеко не всегда адекватно
характеризуют эту способность.
5. Двигательная
(психомоторная) или спортивная одаренность. Одаренные дети проявляют
интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
· обладают хорошей зрительно-моторной координацией;
· любят движение (бег, прыжки, лазанье);
·имеют широкий диапазон движений (от медленных до
быстрых, от плавных до резких);
·прекрасно удерживают равновесие при выполнении
двигательных упражнений (на бревне, трамплине);
·прекрасно владеют телом при маневрировании
(стартуя, останавливаясь, целенаправленно меняя направление и т.п.);
·для своего возраста обладают исключительной
физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных
навыков.
Стандартизированные тесты
на перцептивно-двигательное развитие позволяют оценивать различные периметры
моторного развития: темп, ритм, координацию движений, скорость реакции.
6. Духовная одаренность связана с моральными качествами,
альтруизмом. Этот вид одаренности в наше время, еще не совсем изучен. Используются
диагностические методики оценки морального уровня развития.
7. Практическая одаренность. Главной особенностью практической
одаренности есть знание своих слабых и сильных сторон и способность
использовать эти знания на практике. Этот вид одаренности впервые ввел в обиход
Роберт Стенберг, психолог из Йельского университета.
Люди, которые с большим
успехом пользуются интеллектом в повседневной жизни, не обязательно на работе
доминируют в решении проблем, где задействовано абстрактное мышление, и
академические способности не всегда указывают на интеллект. Названные выше виды
одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути
своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и внешнего
окружения ребенка.
Литература
Барко
В. І. Як визначити творчі здібності дитини? / В. І. Барко, А. М. Тютюнников. – К. :
Україна, 1991. —
79 с. — (Серія «Сім’я і суспільство»).
Выготский Л. С. Воображение и
творчество в детском воздасте : психол. очерк [кн.
для учителя]. — [2-е изд.] / Л.
С. Выготский. — М. : Просвещение, — 1967. — 93 с.
Додонов Б. И.
Эмоциональные характеристики личности и художественная одаренность. / Б. И. Додонов.
// Художественное творчество : Вопросы комплекс. изуч / АН СССР. Науч.
совет по истории мировой культуры, Комплекс изуч. творчества ; [редкол. Б. С. Мейлах (отв.
ред. и др.)] – Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1982. — 286 с.
Кульчицька О. І. Особливості
художньої обдарованості. / О. І. Кульчицька // Обдарована дитина. – 2005. — № 4.
— С. 2-5.
Савенков А. И.
Одаренный ребенок дома и в школе. / А. И. Савенков. –
Екатеринбург :
У-Фактория, 2004. — 272 с. — (Серия «Психология детства : «Практикум»).
Советский
энциклопедический словарь / [гл. ред. А.
М. Прохоров] — 4-изд. — М. : Советская энциклопедия, 1986. — 1632 с.
Столяренко О.В., Щорс В.В. Соціально-психологічний аспект роботи з
обдарованими дітьми в загальноосвітній школі. / О.В. Столяренко, В. В. Щорс.
// Відродження : науково-методичний вісник Вінницького ОІПОПП. – 2009. - № 1. –
С. 58-61.
Щорс В. В. Психологічні особливості
обдарованих дітей. / В. В. Щорс. // Психологічна газета. — 2009. — № 9 (129). —
травень. — С. 17-18.
Щорс В. В. Робота з
обдарованими дітьми в загальноосвітній школі / В. В. Щорс. // Школа
(Шкільний світ) : Інформаційно-методичний журнал. — 2008. — № 10. — С. 12-15.
Щорс В. В. Робота соціального
педагога з обдарованими дітьми у загальноосвітньому навчальному закладі. / В. В. Щорс. //
Психологічна газета. — 2009. — № 9 (129). — травень. — С. 19-25.
Щорс В. В. Як не помилитися у виявленні ранньої обдарованості
дитини // Обдарована дитина. / В. В. Щорс. — 2007. — № 3 — С. 53-61.
Комментариев нет:
Отправить комментарий