Щорс В.В., аспирант Винницкого государственного педагогического университета имени Михаила Коцюбинского, социальный педагог учебного учреждения «Винницкий технический лицей», Украина.
В учебном заведении координатор
деятельности учащихся-омбудсменов может включить в свою работу занятия с
элементами тренинга. Занятия с элементами тренинга позволяют подготовить
учащихся к проведению подобных занятий со сверстниками по принципу «равный-равному».
Работая по этому принципу, они глубже осознают получаемую информацию, их знания
станут убеждениями. Молодые люди приобретут коммуникативные и профессиональные
навыки, необходимые для реализации себя в будущем.
ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ «Я - ОМБУДСМЕН!»
Цель:
·
образовательная:
познакомить участников тренинга с дефинициями «омбудсменство», «омбудсмен»;
• развивающая: развивать
умение анализировать, сравнивать; формировать творческие способности, умение
мыслить нестандартно; способствовать обогащению интеллекта и расширению
кругозора учащихся;
• воспитательная:
формировать умение согласованно работать в группах,формировать выводы и
отстаивать собственную или коллективную точку зрения.
Целевая аудитория:
учащиеся 7 - 10-х классов.
Продолжительность:
2 академических часа.
ХОД
ПРОВЕДЕНИЯ
1. Вступительное слово тренера
Омбудсмен. Мы это слово слышим ежедневно с экрана телевидения, читаем
на страницах газет. А что же оно означает? Кто же такой омбудсмен?
Омбудсмен -
«посредник», «проведор», «комиссар». Оно означает человека, которого наделили
обязанностью осуществлять контроль за соблюдением прав и интересов человека и
гражданина.
2. Упражнение «Правила работы»
Цель: принятие правил работы
группы.
Участники составляют и принимают правила работы для
данной группы на время работы и стараются их придерживаться.
1. Приходить вовремя.
2. Общение по принципу «здесь и теперь».
3. Конфиденциальность.
4. Мобильные на «виброзвонок».
5. Говорить от собственного имени.
6. Оценивать факты, а не человека.
7. Активность.
8. Лаконичность.
9. Толерантность.
10. Ответственность за свои слова.
3. Упражнение «Ожидания»
Цель: определение надежд и
ожиданий участников относительно занятия.
Оборудование: плакат с
рисунком ночи, стикеры в виде звездочек, ручки.
Тренер просит участников подумать, чего они ожидают от занятия,
сформулировать их в высказывание. Формируют высказывание, записывая его на
стикерах в виде звездочек, и прикрепляют на плакате с изображением ночи.
4. Упражнение «Как здороваться и
общаться»
Цель: запомнить имена, установить
контакт с каждым человеком в группе, узнать больше друг о друге.
Участники встают и ходят по
классу, здороваясь друг с другом, как привычно. Они выбирают свой метод
приветствия, например, обнимаются, жмут руку или хлопают по спине.
Учащиеся должны поздороваться с
как можно большим количеством людей, обмениваясь лишь именами.
Примерно через минуту остановите
их и попросите поговорить с тем, рядом с кем они находятся, и рассказывать
ему/ей о себе в течение 1-2 минут. Далее продолжайте знакомство. Повторите это
три - четыре раза.
Попросите учащихся предложить
несколько способов познакомиться: в транспорте, на работе, в магазине, на фирме
и т.д.
Заседание учеников-омбудсменом Винницкого технического лицея, Украина |
5. Упражнение «Карусель»
Цель: формирование
навыков быстрого реагирования во время контакта, развитие эмпатии и рефлексии в
процессе обучения.
Задача: легко вступить в
контакт, поддержать разговор и проститься.
Члены группы выстраиваются по принципу "карусели", т.е. лицом
друг к другу, и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний - движимый.
Ситуации:
• Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долгое
время не видели. Вы очень рады этой встрече .
• Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ней.
• Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему
и успокойте его.
• После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень
рады встрече.
Время на установление контакта и проведение беседы
3-4 мин. Затем ведущий дает сигнал, и участники тренинга переходят к следующему
участнику.
6. Упражнение «Черты омбудсмена»
Цель: определить черты
характера, которыми должен обладать омбудсмен.
Ученики получают раздаточный материал и записывают
черты, которыми должны обладать омбудсмен. После завершения упражнения
проводится обсуждение и составляется общий список черт ученика-омбудсмена.
7. Информационное сообщение
«Омбудсменство в мире»
Должность омбудсмена впервые
возникла в Швеции в XVI веке. Назначеный на эту должность человек контролировал
судебных чиновников. Компетенции омбудсмена была значительно расширены после
разгрома шведов под Полтавой. Король Швеции Карл XII в течение нескольких лет
находился в Турции, за время его отсутствия система управления в государстве
пришла в упадок. Для наведения порядка среди чиновников и судей он учредил
должность Королевского омбудсмена юстиции, в обязанности которого входил надзор
за деятельностью чиновников. Омбудсмен получил звание Канцлера юстиции и
широкие полномочия по контролю органов правосудия и королевской администрации.
А в 1809 году в Швеции ввели институт Омбудсмена юстиции, который уже был
отделен от канцлера юстиции, подчиненного королю. Существенным отличием
Парламентского омбудсмена от Канцлера юстиции было то, что Канцлер защищал
интересы короля, а омбудсмен - интересы простых людей.
Долгое время идея создания
должности омбудсмена не была принята в других правовых системах, кроме шведской.
Однако с течением времени пост омбудсмена был введен по шведскому образцу и в
других странах Северной Европы - в 1919 году в Финляндии, в 1952 году в
Норвегии, а годом позже в Дании. Первым неевропейским государством, которое
ввело должность омбудсмена, стала Новая Зеландия в 1962 году, первым
социалистическим - Польша (1987). В настоящее время уже в 100 странах всего
мира омбудсмены стоят на страже прав и свобод человека.
В Украине существования института
омбудсмена для осуществления парламентского контроля над соблюдением прав и
свобод человека предусмотрено Конституцией, а также соответствующим законом.
Уполномоченный по правам человека является частью системы защиты прав человека наравне
с судебной системой и международными судебными и внесудебными органами. Широкая
юрисдикция Уполномоченного распространяется на органы государственной власти,
включая суды, а также органы местного управления. К полномочиям украинского
омбудсмена относятся проведение проверок как по заявлениям граждан и по
собственной инициативе для выявления фактов нарушения прав человека,
осуществление постоянного мониторинга уровня соблюдения прав и свобод человека,
обращение к органам государственной власти с рекомендациями по устранению
нарушений прав человека, обращение к широким слоям населения. Гарантиями
независимости является запрет вмешательства в деятельность украинского
омбудсмена органов государственной власти, четкий срок полномочий без привязки
к срокам работы действующего Парламента и финансовая самостоятельность в виде
отдельной строки государственного бюджета, что предусматривает обеспечение
работы офиса Уполномоченного.
8.
Упражнение «Реклама омбудсменства»
Цель: мотивация
участников к работе омбудсменом; определить критерии омбудсменства.
Тренер объединяет участников в
подгруппы. Каждая мини-группа должна придумать рекламный сюжет омбудсменской
деятельности. Затем участники презентуют свой рекламный ролик.
Рефлексия:
- Легко ли было придумать
рекламу?
- Считаете ли вы, что ваше
послание было донесено до аудитории?
- Просмотрев один из предложенных
роликов, захотели вы стать омбудсменом?
- Какие чувства у вас вызвала
демонстрация рекламы?
Учащиеся-омбудсмены Винницкого технического лицея, Украина |
9.
Упражнение «Мне нравится/Мне не нравится»
Цель: дать
возможность высказывать мнение, дать возможность выразить чувства, учить
доверять людям, дать оценку проведенному занятию.
Каждый участник высказывает
утверждение, начиная с «Мне нравится...», «Мне не нравится». Любой может
«пропустить» оценку. Как правило, высказывания должны быть связаны с
сегодняшней работой или собственным опытом. Эта игра - полезное средство оценивая работы группы.
10. Ритуал
прощания
Участники становятся в круг, и
все друг другу аплодируют.
Комментариев нет:
Отправить комментарий