Авторы программы:
Матвиенко Т. В., главный специалист отдела воспитания и внешкольной работы Департамента образования Винницкого городского совета, Украина
Полударова А.Л., социальный педагог учреждения «УВК: ОШ I-II степеней – лицей №7 Винницкого городского совета», Украина
Щорс В.В., аспирант Винницкого государственного педагогического университета имени Михаила Коцюбинского, социальный педагог учебного учреждения «Винницкий технический лицей», Украина.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа рассчитана на один учебный год.
Задачи и мероприятия:
Ожидаемые результаты:
Условия реализации:
II. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
72 часа в год
1 группа - 2 часа в неделю
Матвиенко Т. В., главный специалист отдела воспитания и внешкольной работы Департамента образования Винницкого городского совета, Украина
Полударова А.Л., социальный педагог учреждения «УВК: ОШ I-II степеней – лицей №7 Винницкого городского совета», Украина
Щорс В.В., аспирант Винницкого государственного педагогического университета имени Михаила Коцюбинского, социальный педагог учебного учреждения «Винницкий технический лицей», Украина.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Кружок «Школа омбудсмена» объединяет в своих рядах тех учащихся, которые интересуются вопросами правозащитного движения, вопросами защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Цель программы: формирование активной гражданской позиции, овладения знаниями учащихся в области прав человека, а также формирования навыков их применения.
Данная программа рассчитана на один учебный год.
Задачи и мероприятия:
1. Просвещение учащихся в части защиты прав человека и формирование первичных навыков правозащитной деятельности. Помощь учащимся в восприятии и разъяснении социальных и правозащитных проблем, повышения уровня правовой образованности.
2. Помощь детям, а через них – другим ученикам заведения, в анализе ситуации, связанной с реальными условиями жизнедеятельности детей в классных коллективах, межличностных отношениях, а также в семьях.
3. Принятие участия в разработке перспективной программы поддержки и защиты прав и интересов детей при поддержке администрации, педагогического коллектива, а также родительской общественности учреждения.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня правовой грамотности учащихся – кружковцев, а также повышение знания истории правозащитного движения в нашей стране и за рубежом.
2. Формирование у учащихся четкого осознания следующего:
- реальное обладание правами и свободами – это мощное оружие против несправедливости;
- правовой закон – единственный арбитр между человеком и людьми, между человеком и государством;
- все равны перед законом, свобода личности – это высшая ценность гуманистического общества;
- каждый человек (ребенок) имеет право на защиту и может использовать все законные средства защиты прав человека, защиты прав ребенка;
- правопорядок в обществе обеспечивается соблюдением законов государства, что является обязанностью каждого гражданина.
3. Сформировать у учащихся ценностное отношение к обществу и государству.
4. Овладение учащимся знаниями и навыками с целью применения их в социально значимых проектах, акциях, правовых инициативах.
Условия реализации:
• В каждом классе учреждения выбирается (как представитель класса) или самовыдвигается один или несколько учащихся, желающих заниматься правозащитной деятельностью в рамках коллектива учреждения.
• В ходе занятий будут использованы различные формы работы. Занятия будут проводиться каждую неделю, с чередованием теоретических занятий и практической деятельности (практикумы, тренинги, познавательные игры, создание плаката, буклета на предложенную тему), участвовоть в социально значимых проектах , правовых инициативах.
• Будут использованы связи с Службой по делам несовершеннолетних, Криминальной полицией по делам детей, Службой по делам семьи, детей и молодежи.
II. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
72 часа в год
1 группа - 2 часа в неделю
№
|
Название темы
|
Общее количество часов
|
в том числе
| |
теория
|
практика
| |||
1.
|
Формирование кружка. Вступительное занятие
|
1
|
1
|
-
|
2.
|
Омбудсмены: цели и задания деятельности в учреждении
|
1
|
1
| |
3.
|
С истории права и правозащитного движения
|
6
|
4
|
2
|
4.
|
Международное законодательство о правах человека. Защита прав ребенка
|
6
|
4
|
2
|
5.
|
Конституция Украины о основные права человека и гражданина
|
6
|
4
|
2
|
6.
|
Что представляют сегодня права детей
|
4
|
2
|
2
|
7.
|
«Ловушки» для подростка. Предупреждение вовлечения детей в преступную деятельность
|
4
|
2
|
2
|
8.
|
Правовой статус и система защиты прав несовершеннолетних в Украине.
|
10
|
6
|
4
|
9.
|
Почему не бывает прав без обязанностей
|
6
|
4
|
2
|
10.
|
Экскурсионная работа
(4 экскурсии по 4 часа)
|
16
|
-
|
16
|
11.
|
Участие в социально значимых проектах, правовых инициативах, конкурсах и акциях
|
12
|
-
|
12
|
12.
|
Итоговое занятие
|
1
|
-
|
-
|
ИТОГО
|
72
|
28
|
44
|
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие: школьникам о назначении кружка «Школа омбудсмена». Знакомство с программой.
Обложка газеты "Социальный педагог" издательства "Школьный мир". На обложке Максим Ровишин - ученик Винницкого технического лицея, Украина |
Тема 1. Деятельность омбудсменов в учреждении: цели и задачи деятельности в учреждении.
Тема 2. Из истории права и правозащитного движения. Зачем человеку права и свобода? Обычное право. От обычая к праву. Право Древней Руси. Русская правда. Идеи Нового времени. Современное понятие права. ООН. Генеральная Ассамблея ООН. Правозащитное движение в Украине. Понятие правозащитного движения.
Тема 3. Международное законодательство о правах человека. Защита прав ребенка. Всеобщая Декларация прав человека. Причины принятия всеобщей Декларации прав человека (1948). Декларация прав ребенка (1959). Конвенция ООН о правах ребенка (1989). Законные средства защиты прав человека.
Тема 4. Конституция Украины про основные права человека и гражданина.
Конституция Украины - основной закон страны. Для чего человеку нужна Конституция? Права и свободы человека и гражданина их назначения.
Защита прав и свобод.
Тема 5. Что представляют сегодня права детей? Ребенок это человек и гражданин государства. Каждый ребенок - это полноценная и полноправная личность, имеющая свои права и обязанности. Права, свободы и законные интересы несовершеннолетних. Родители - законные представители детей и подростков. Опека и попечительство. Право на судебную защиту. Международные законы о защите прав ребенка.
Тема 6. «Ловушки» для подростка? Предупреждение вовлечения детей в преступную деятельность.
Понятие: преступление и проступок - это противоправные деяния, нарушения закона. Человек, который совершил преступление или проступок - правонарушитель. Возраст уголовной ответственности. Наркотики и преступление. Ваши права и действия Если вы попали в милицию.
Тема 7. Правовой статус и система защиты прав несовершеннолетних. Понятие, состав и виды статуса несовершеннолетних. Современный защите прав несовершеннолетних. Юридические гарантии прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, органов образования и внутренних дел по обеспечению защиты прав детей.
Опыт деятельности омбудсменов.
Несовершеннолетний в семье: права и обязанности. Гражданские права и свободы несовершеннолетних. Трудовые и жилищные права несовершеннолетних. Правовое регулирование профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних. Несовершеннолетний в административно-правовых и уголовно-правовых отношениях. Судопроизводство в отношении несовершеннолетних.
Тема 8. Почему не бывает прав без обязанностей? Пределы прав. Ради каких целей могут вводиться ограничения прав? Кто и как должен вводить эти ограничения. Что такое обязанность? Чего больше у человека - прав или обязанностей? Обязанности - запреты. Ответственность за несоблюдение законов.
Тема 9. Экскурсионная работа. Для более глубокого достижения проблемы и разнообразия форм деятельности используем 1 раз в триместр экскурсии: ССН (1 раз ), КПДД (1раз), ЦСССДМ (1раз), административный суд (1 раз)
Тема 10. Участие в социально значимых проектах, правовых инициативах, конкурсах, акциях, выставках, согласно плану учреждения и департамента образования.
Итоговое занятие: подведение итогов работы, награждение активных и инициативных членов кружка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий