Страницы

Поиск по этому блогу

четверг, 11 февраля 2016 г.

Как воспитать одаренного ребенка


Любовь Базалийская - практический психолог 
Винницкого технического лицея, Украина

Выступление на заседании родительского всеобщего обучения

Цель: предоставить психологические основы эффективного воспитания ребенка с признаками одаренности в семье.
Любовь Базалийская

Известно, что будущее цивилизации зависит от реализации одаренности людей.
Формирование каждой личности в основном происходит в семье.
Каждый ребенок - уникален и неповторим, каждый одарен. Также у каждого ребенка индивидуальный темп развития: один растет быстрее и опережает своих сверстников по многим показателям, другой - отстает в развитии. Такая ситуация может сохраняться довольно долго, а может резко измениться за очень короткое время. В результате тот, кто показывал высокие результаты, впоследствии сравнивается с показателями развития со своими сверстниками, а тот, кто, казалось бы, отставал - резко вырывается вперед.

Одаренность - это счастливое отклонения от среднестатистической нормы.

Одаренность - это умение видеть необычный ракурс в обычном и выявлять немотивированно высокие, чаще всего творческие, способности в одном или нескольких видах деятельности. 

Одаренный ребенок - это ребенок, выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности.

На сегодня психологами признано, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренного ребенка - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).
Если выделить следующие составляющие одаренности ребенка:
• задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности, определенной избирательности, динамике психических процессов;
• интересы, их направленность, частота и систематичность их проявления, доминирование познавательных процессов;
• любознательность, стремление создать новое, склонность к решению и поиску проблем;
• скорость в усвоении новой информации;
• склонность к постоянным сравнениям, сопоставлений;
• проявление общего интеллекта - схватывание, понимание, скорость оценки и выбора пути решения, адекватность действий;
• эмоциональная окрашенность отдельных процессов, эмоциональное отношение, влияние чувств на оценку, выбор, предпочтения и т.д.;
• настойчивость, целеустремленность, решительность, трудолюбие, систематичность в работе, смелое принятие решений;
• креативность - умение комбинировать, находить аналоги, реконструировать; склонность к изменению вариантов, экономичность в решениях, рациональное использование средств, времени;
• интуиция - склонность к сверхбыстрому оцениванию, решению, прогнозированию;
• быстрое приобретение знаний, навыков, овладение приемами, техникой труда, ремесленной мастерством;
• создание личных стратегий и тактик при решении сложных, нестандартных, экстремальных ситуаций.

Признаки одаренного ребенка:
• имеет значительный объем знаний;
• умеет замечать тонкие различия;
• умеет интегрировать и синтезировать информацию;
• умеет анализировать ситуацию перед тем, как действовать;
• по собственной инициативе выбирает сложные задачи;
• умеет оценить процесс, результат, последствия;
• самостоятельно привносит усвоенное в новые условия;
• умеет создавать гипотезы;
• устанавливает причинно-следственные связи, выявляет скрытые зависимости;
• способна к творческим преобразований имеющихся условий и условий задачи;
• умеет делать выводы;
• имеет критическое мышление;
• имеет большой словарный запас;
• проявляет высокую любознательность;
• умеет улавливать смысл достаточно сложных идей;
• имеет развитую интуицию.

Различают следующие виды одаренности детей:
1. Художественная одаренность.
2. Творческая (креативная) одаренность.
3. Социальная, или лидерская одаренность.
4. Интеллектуальная одаренность.
5. Двигательная  или спортивная одаренность.

Факторы, которые мешают развитию ребенка:
1. богатство и разнообразие ценностей, установок, норм в обществе в настоящее время;
2. быстрые социальные изменения, в результате которых рождаются различия между ценностями родителей и детей;
3. социально-экономические трудности, к которым относятся не только жизненный уровень, бедность, но и расовая дискриминация;
4. пренебрежение взрослыми чувства собственного достоинства;
5. сужение экспериментального пространства, чаще рассматривается взрослыми, как абсурдный, а не как необходимый;
6. условия, способствующие развитию эгоцентризма, как следствие - ослабление традиционных семейных и внесемейных связей, потеря личных связей и отсутствие ответственности;
7. препятствия в полноценном участии в семейных делах;
8. отношение родителей к признанию одаренности ребенка.
Одаренный ребенок может даже не пытаться - он ​​творит, как дышит. Но не всегда дар проявляется сам по себе - его нужно суметь обнаружить.
Склонность ребенка к труду секрет детской одаренности. Чем раньше начинается развитие способностей и талантов, тем больше шансов на их раскрытие. Нужно помнить, что при наличии признаков одаренности, способностях ребенка не работает фраза «талант себя проявит». Наблюдения показывают: дети часто скрывают свои способности, если взрослые не оценивают их должным образом.
Многие психологические проблемы детей с признаками одаренности обусловлены отношением родителей к самому факту одаренности их ребенка.
Одна из главных психологических проблем заключается в том, что в них видят детей ленивых, упрямых, иногда аномальный, «не от мира сего». Ранний и необычное развитие не замечают родители, когда ее не с ком сравнивать, это могут быть семьи, где воспитывают одного ребенка, или наоборот, все дети имеют особые способности.
Другой вариант - родители противятся признанию своего ребенка одаренным. Такое сопротивление может быть скрытым или бессознательным, но чаще обусловленным стереотипом «тоже мне умник нашелся».
Сопротивление может быть заключено, если родители так талантливы, но не нашли сферы, где бы использовать свои особые способности, желая счастья ребенку, «закрывают глаза».
Родители могут чувствовать вину за то, что, как им кажется, они не до конца, не так, как нужно, выполняют свои обязанности, чаще это связано с социально-экономическим статусом семьи - развитие стоит немалых денег. Дети, чувствуя вину родителей, начинают скрывать свои способности.
Случается, что родители видят одаренность там, где ее нет. Особенно, когда сами родители одаренные в какой-либо сфере, на плечи ребенка ложится пресс родительских ожиданий, что может привести к формированию заниженной самооценки, ребенок будет воспринимать себя как неудачника.
Когда родители проявляют чрезмерное поощрение к одной сферы, дети быстро понимают, что единственный способ заслужить максимум родительского внимания - это быть лучшим в желаемой для родителей сфере.
Последствия такого отношения:
• талант может быть «зарыт в землю»;
• развивается невротическое желание всегда быть первым;
• непомерные родительские амбиции могут вызвать высокий уровень агрессивности и враждебности.
Перед родителями встает задача - помочь ребенку познать себя, свои способности, наклонности, помочь ему составить программу своего развития на более отдаленную перспективу с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Для проявления способностей необходима мотивация. Именно наличие одаренности в сочетании с мотивацией и упорным трудом дают возможность говорить о таланте. Без мотивации одаренный ребенок может так и не проявить свои способности, а без работы над совершенствованием своего дара может не добиться больших результатов в данной области. Поэтому многое зависит от родителей - именно они могут создать соответствующую мотивацию, поставить перед ребенком какую-то привлекательную цель, для достижения которой необходимы постоянные занятия любимым делом, научить ребенка использовать свои умственные способности.
Конечно, каждая семья сама лучше знает, как воспитывать своего ребенка, но нужно, чтобы ребенок знал о своей одаренности, чтобы привыкал к ней, воспринимал как данность, подарок судьбы. Родители любой одаренного ребенка должны учить его преодолевать трудности и переживать поражения. Он не должен постоянно находиться в состоянии эйфории, вызванной собственными исключительными способностями. Родители должны объяснить вундеркинду, что не стоит надеяться на постоянный успех, славу, а надо все-таки учить в школе даже ненавистные предметы, а затем тщательно выбирать профессию, дальнейший путь.
Родителям нужно всегда помнить: чем больше у ребенка дарований, тем легче их потерять. Ведь чем уникальней ребенок, тем больше негативных факторов на него влияет. Поэтому он должен работать интенсивнее, чем его меньше одаренные сверстники. Такому ребенку нужно постоянно подбрасывать сложные задачи, возможно, даже такие, которые он сможет выполнить только вместе со взрослым. Если ребенок будет заниматься тем, с чем прекрасно справляется сам, то, опять же, развитие может остановиться. Объяснить это можно не только с психологической, но и с физиологической точки зрения. Если долгое время мозг ребенка постоянно активно развивался, а потом вдруг это развитие замедлилось или остановился, то меняется биохимия мозга. В результате, ребенок не только перестает развиваться, но и с возрастом начинает терять приобретенные навыки, нередко разрушаются и другие функции мозга - хорошая память, аналитические способности и тому подобное. Кстати, это касается не только детей. Взрослые, которые перестают работать над собой, начинают терять приобретенные знания и навыки, начиная примерно с 30 лет.
Важно, чтобы такой ребенок не стал эгоистом, самовлюбленным, чтобы был приучен к труду, мог возложить на себя работу по дому. Часто случается, что одаренные дети очень ранимы, болезненны, легко устают, чрезмерно тихие, скромные или, наоборот, неуправляемые, избалованные и капризные.

В конце предоставим пожелания-рекомендации родителям одаренного ребенка:
• родители должны быть образцом для ребенка;
• необходимо создать дома атмосферу благоприятную для развития способностей ребенка;
• старайтесь действовать последовательно;
• старайтесь воспитывать в себе привычку чаще говорить ребенку «да»;
• использовать демократический стиль общения с ребенком;
• не бояться неожиданных вопросов ребенка;
• сочетайте требовательность к ребенку с уважением к нему;
• всячески поддерживайте самостоятельность ребенка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий