Поиск по этому блогу

пятница, 29 января 2016 г.

Как не ошибиться в выявлении ранней одаренности детей


Вадим Щорс,
социальный педагог учебного учреждения
"Винницкий технический лицей"



Начало.Часть 1.

Часть 2. читайте по ссылке 


В наше стремительное быстротечное время, когда мир меняется ежеминутно, побеждает тот, кто владеет новейшими передовыми технологиями в различных отраслях науки, производства и других сферах деятельности человека, существует социальный запрос на большое количество одаренных людей.
Известно и то, что частота зарождения потенциальных гениев во все века и у всех народов одинаковая, но тех, кто реализовал себя, значительно меньше. Поэтому проблема одаренной личности, которая полностью реализовала себя, именно в наше время становится все более актуальной. Природу этого явления изучают ученые, ей посвящают статьи специалисты в данной сфере знаний. Но никому неизвестно, как обнаружить у только что родившихся младенцев способности к одаренности или даже к гениальности. Уверенно можно сказать лишь о том, что родители и педагоги делают все возможное для всестороннего развития ребенка, его одаренность может быть обнаружена довольно рано. Чем раньше начнется развитие способностей и талантов, тем больше шансов на оптимальное их раскрытия. Раннее проявление таланта поможет не ошибиться в определении будущего каждого ребенка особенно в том возрасте, когда именно одаренность имеет оптимальные природные условия для своего становления. Например, одаренные дети отличаются среди ровесников лучшим интеллектуальным развитием, своей коммуникабельностью, разнообразием интересов и т.д.
Выделяют такие виды одаренных детей:

1. Художественная одаренность. Этот вид одаренности занимает ведущее место среди сфер одаренности. Важное место в понимании роли художественной одаренности занимает эмоциональная сфера.
«В искусстве — и в творческой, и в исполнительском, «потребительской» деятельности людей — эмоции играют особо важную роль. Они не только побуждают субъекта к активности, не только активизируют все другие его психологические процессы, но и связывают их в единое целое, определяя то русло, по которому должны действовать акты восприятия, представления, воображение и мышление», – считает Б.  Додонов
 От богатства и глубины переживания художника в большой мере зависит разнообразие аспектов, в которых мир раскрывает перед ним свое лицо. «Все, что существует в мире как сущность, как явление или как воображаемое,— писал Леонардо да Винчи, — он (художник – В.Щ) имеет сначала в душе, а затем в руках».
Но Б. Додонов предостерегает, что, несмотря на ведущее значение эмоциональных свойств в структуре художественной одаренности, нельзя слишком прямолинейно решать вопрос о развитии эмоционального развития личности с уровнем и своеобразием его художественной одаренности. Одаренность как один из характерных признаков человека не всегда сразу проявляется активно и полно. Поэтому много одаренных людей есть полеспособными. Через это трудно выявить именно главную направленность человека. Например, В.Гете А.Мюссе, А. Франс, В Теккерей, М. Лермонтов, Т. Шевченко, Н. Гоголь, П. Тычина, Ф.Шаляпин, С.Рихтер и многие другие, рисовали, писали стихи, повести, играли в театре и тому подобное.
В свою очередь художественные способности подразделяются на одаренность в области актерского мастерства, литературы, музыки, искусства, скульптуры и т.д.
В основе актерской одаренности лежат задатки, в которых заложена высокая подвижность нервных процессов, а именно – устойчивость внимания, которая обеспечивает легкое образование доминанты роли. Ядро актерской одаренности определяется как «чувства веры» (установка на действие в воображаемой ситуации), эмоциональная чувственность на образы воображения и потребность воплотить образ — модель роли в действии.
Основные черты артистического таланта:
• легко входит в роль другого человека, персонажа и т. п;
• интересуется актерской игрой;
• определенно меняет тональность голоса, когда изображает героев;
• понимает и умеет передать конфликтные ситуации, может разыграть любую драматическую сценку;
• передает чувства через мимику, жесты, движения;
• стремится вызвать эмоциональную реакцию у других людей, когда о чем-то рассказывает с восторгом;
• очень легко передает чувства, эмоциональные переживания.
Экспериментально также было доказано, что в процессе перевоплощения актера в роль связано с психологическими факторами перевоплощения — воображением и аффективной памятью. Таким образом, где есть высокий уровень творческого процесса, там существует высокий уровень физиологических изменений, и наоборот.
Исследуя художественные способности изобразительного искусства, В.Киреенко выделяет способность точно оценивать пропорции, соотношение света и тени, умение точно определить «на глаз» вертикали и горизонтали. Одним из важных компонентов художественной одаренности в изобразительном искусстве является способность целостного или синтетического видения. Не менее важны зрительно-кинестетические ассоциации.
Для определения литературной одаренности авторы выделяют «огромную уязвимость»: живость и остроту восприятия и силу эмоциональной чувственности. Схема создания художественного произведения (по В. Леви):
1. Осознание замысла, предвосхищение результатов творчества.
2. Предсказание путей реализации замысла.
3. Манипулирование в мыслях образами, элементами произведения, связями между ними, развитие вариантов.
4. Техническое осуществление, реализация идей, версий.
5. Оценка найденных решений, вариантов, соотнесение их с замыслом, браковка и отбор.
Самыми существенными этапами являются второй и третий, предусматривающие мгновение «озарения».
Ч. Диккенс говорил: «Я не создаю содержания книги, но вижу его и записываю». «Учиться нужно не писать, а видеть, писать — это следствие»,— отмечал Антуан де Сент-Экзюпери. А. Кестлер в своей книге «Акт творчества» предлагает рассматривать творческий процесс «озарения» как решение в одной области взаимосвязанных идей путем привнесения в нее идей из совершенно другой сферы.
Можно привести еще много подобных высказываний, из которых напрашивается интересный вывод: первоосновой литературного дара являются чувственно-образная одаренность, которая выбирает для самореализации вербальную форму выражения.
Еще одним аспектом художественной одаренности является музыкальная одаренность. Ведущим условием музыкальной одаренности, которую выделяет композитор С. Слонимский есть чувство гармонии – слышать ранее, чем знать и понимать аккорды.
Основой музыкальной одаренности является такое состояние нервно-психической организации человека, его направленность, что делает всю психику человека «музыкальной». Не все звуки являются музыкой, а только организованные определенным образом. Но все звуки — это «эмоции-информатики» (термин С Науменко). И когда они объединены определенным образом во времени и пространстве, то становятся кодом определенного состояния, настроения человека.
Музыкантов характеризуют пластичность и активность сенсо - и психомоторики, источником которых являются особенности восприятия пространства и времени как объективных характеристик, необходимых для предметного отражения действительности.
Если рассматривать музыку как вид искусства с позиций педагогики, психологии, то можно увидеть, что единство пространства и времени как фундаментальные свойства звуков, играют ведущую роль в феномене музыкальной одаренности и различных видов музыкальной деятельности (слушательской, исполнительской, композиторской).
Таким образом, пространственные и временные факторы проявляются весьма специфично: ребенок или взрослый человек, никогда не учился игре на любом музыкальном инструменте, «вдруг» начинает играть на нем, его руки «сами знают», какой взять звук и где он содержится. Руки, пальцы двигаются плавно, уверенно. Пальцы сами играют не только знакомые мелодии, а ребенок импровизирует, создает новые мелодии. Когда задаешь ей вопрос: «Как ты делаешь? Как тебе это удается?» — он отвечает: «А я не знаю. Руки сами это делают».
Если наблюдать за восприятием музыки маленькими детьми от 1 до 3 лет, то можно отметить, что практически не бывает неадекватного переживания ими музыкальных образов. Это объясняется наличием внутреннего эмоционального и моторного опыта, а не знаний (дети открывают ротик при слушании, краснеют щечки, ускоряется ритм сердца, появляются движения). Таким образом, о музыкальности можно говорить как о первобытно-естественное состояние человека, то есть нет детей немузыкальных, является ее различное качество и сила. Из этого следует, что музыкальная одаренность и способности проявляются раньше других. Поэтому можно говорить о врожденной природе музыкальной одаренности. Основные черты музыкальной одаренности:
• проявляет большой интерес к музыке, музыкальным занятиям;
• искренне реагирует на характер и настроение музыки;
• хорошо поет;
• много энергии и чувств вкладывает в игру на музыкальном инструменте и во время пения или танца;
• любит музыкальные записи;
• любит петь вместе с другими, чтобы получалось слаженно и хорошо;
• стремится пойти на концерт или туда, где можно послушать музыку;
• хорошо играет на музыкальном инструменте;
• в песню и музыку вкладывает свои чувства и настроение;
• пишет личные, оригинальные мелодии.
Если суммировать все взгляды относительно художественной одаренности, то можно видеть ее специфику. Проблема художественного дарования напрямую связана с тем, что история жизни дает две картины существующего мира: научную и художественную. Если особенностью первой является, прежде всего, то, что в ее основе лежит некоторая система фундаментальных абстрактных объектов, то художественная картина обеспечивает именно целостный, синтетический взгляд на мир и тем самым раскрывает такие свойства воспроизводимого (человека, события и прочее), которые, по крайней мере, на данной стадии развития науки, недоступные аналитическим методам исследования.
Научная и художественная картины мира находятся в соотношении своеобразных взаимных приложений. Эту мысль подтверждают и размышления А. Эйнштейна об ученых и художников, как участников единого творческого процесса — создание картины мира.
Таким образом, художественную картину мира можно определить как воспроизведение всеми средствами и видами искусств целостного синтетического представления о конкретно-историческую действительность в рамках определенных пространственно-временных диапазонов (эпохи, периоды).

2. Творческая одаренность. Следует отметить, что среди специалистов продолжаются споры о необходимости выделения этого вида одаренности. Несогласованность проявляется в таких фактах. Некоторые специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут существовать отдельно от творческой составляющей. Так, А. Матюшкин настаивает на том, что существует всего один тип одаренности – творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи настаивают на существовании творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Существует, например, точка зрения, что одаренность порождается или способностью продуцировать новые идеи, находить их, или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже изобретено.
Но, чтобы лучше понять, что такое творческая одаренность, мы сначала дадим определение понятию творчество. Советский энциклопедический словарь определяет ее как деятельность, порождающая нечто объективно новое и отмечена неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью и значимостью. Можно дополнить значение этого слова, уточнив, что творчество — это деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, имеет общественную значимость. Однако если исходить из такого определения, трудно однозначно ответить на вопрос: можно ли считать творчеством конструкторскую или художественную деятельность ученика? Ответ, будет зависеть от того, признаем ли мы решения уравнения или детские стихи за продукт новый и ценный. Относя какую-либо деятельность к творческой или шаблонной, стоит исходить из двух критериев — психологических и социальных. Ведь новым и ценным результат деятельности может быть в масштабах как общества в целом, так и отдельного человека (субъективная новизна).
Решения игровых, учебных, практических задач, конструирование механизмов или научное открытие требуют от человека сходных усилий. Когда решение неизвестно, ей приходится совершать творческий акт независимо от того, было ли оно ранее найденное кем-то другим. И хотя с социальной точки зрения решение учебной задачи, работа над произведением, художественное или техническое творчество не является продуктивной деятельностью, однако их психологическая природа такая же, что и в построении научной теории, создании шедевра искусства.
Выдающийся отечественный психолог Л. Выготский отмечал, что в повседневной жизни творчество — необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины, обязано своим возникновением творческой деятельности человека. «Если так понимать творчество, — отмечал он, — то нетрудно заметить, что творческие процессы во всей своей полноте проявляются уже в очень раннем детстве... Игра ребенка не простое воспоминание о пережитом, а творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка».
В детстве человек более способный к творчеству, чем в зрелом. На ребенка не влияют стереотипы. Он свободен в своих творческих проявлениях, творит потому, что ему нравится сам процесс творчества. Эта деятельность приносит детям радость открытия. Другими словами, для детей, в отличие от взрослых, творчество является жизнью.
Детское творчество в большинстве случаев носит неосознанный характер, оно чаще всего возникает спонтанно. Природа наделяет маленького человека богатыми возможностями развития.
Но эти возможности, как утверждают психологи, не остаются неизменными. Обратимся к исследованиям Б. Никитина. Он проводил исследования с 1400 детьми в возрасте от 3,5 до 17 лет и установил: чем раньше пробуждаются творческие способности, тем высшего уровня развития они достигают; чем позже — тем труднее их развивать.
Положительные результаты в решении данной проблемы могут быть достигнуты лишь тогда, когда будут созданы условия для реализации творческого потенциала каждого ребенка.
Российские ученые разработали метод, который дает возможность определить творческие способности человека еще в раннем возрасте. Они провели исследование и установили, что творческие способности человека зависят от размера его ушей. Так вот, если у человека левое ухо больше правого, она может добиться больших успехов в точных науках. Если же у нее увеличенное правое ухо, перед вами — прирожденный гуманитарий. Разница в размерах ушей может составлять лишь 2-3 миллиметра. И все же достаточно ее найти, чтобы определить ведущую полушарие головного мозга. Такое мнение высказал один из авторов исследования профессор А. Мустафин. Ученый доказывает, что одновременно у ребенка какие-то способности развиваются, а какие-то приглушаются. Поэтому важно уделить внимание их развитию уже в детстве.
Напрашивается вывод: детская выдумка отличается от зрелого творчества тем, что первое является творчеством только в психологическом отношении (ребенок создает новое для себя), а вторая - и в психологическом, и в социальном (создается новое для себя, что является новым для всех). Иногда малыши создают вещи, которые имеют настоящую эстетическую ценность, являются произведениями искусства.
Большинство авторов, которые исследуют творчество (Д, Гилфорд, Торренс) выделяют пять признаков творческой одаренности:
1) Оригинальность как способность к новому, необычному и нестандартному решению любых проблем очень ярко проявляется на уровне старшего дошкольного возраста. Пятилетние девочки играют в «реку». Моментально книжки, которые девочки разложили одна за другой, превратились в «реку», которую они переходили, испуганно поднимая платьица, чтобы их не замочить. Трудно было поверить, что они идут не по воде.
2) Способность находить идеи в новых и сложных ситуациях, предлагать новые способы использования предметов особенно свойственна детям. Практически, это нестандартное видение предмета, использование его функций в какой-то новой ситуации. Много изобретений было сделано именно благодаря этой особенности творчества. Например, игра «Приготовление обеда». В этой игровой ситуации проявляются все признаки творчества: выделение функции предмета, использование его в новой ситуации (маленькие мячики станут овощами, из кубиков будет сделана плита, коробка превратится в тележку).
3) Образная гибкость как способность изменить форму объекта так, чтобы увидеть новые его возможности. В детском возрасте образная гибкость —  наиболее типичная форма проявления творчества. Ведь детское мышление преимущественно образное, ребенок очень чутко воспринимает окружающий мир. Он на каждом шагу перевоплощает объекты в новые образы, замечает в предметах то, чего не видят взрослые. «Мама, я тебе принес маленького мишку, — и показывает пустую ладонь, — он обедать будет со мной, а потом я уложу его спать и расскажу ему сказку», — говорит матери шестилетний мальчик. Мама вынуждена поставить на стол еще одну тарелку, вилку и ложку, ведь надо накормить и медведя.
4) Семантическая (словесная) гибкость мышления проявляется в детском веке в форме повышенной чувствительности к речи. Ребенок относится к новым формам слова и высказываний как к живым объектам. Например, одежда ребенка ассоциируется с тем конкретным пальто, платьем, курткой, в который ее одевают; мебель — это конкретный стол, стул, диван. Такое образное восприятие языкового материала и является основой речевого творчества детей. С другой стороны, ребенок очень живо реагирует на словесные рифмы, что отражается на языковой части творчества: составлении стихов, новых слов и тому подобное.
5) Специальная творческая направленность более ограничена, ведь люди, которым она свойственна, направленные специфически в определенную отрасль науки, искусства, техники и тому подобное. Специально творчески одаренный человек как бы изолирует себя от других видов деятельности, концентрируя свое внимание и сосредоточивая в определенном направлении свои интересы. Проявление специальной творческой одаренности очень часто наблюдается в детском возрасте. Это — музыкальные, спортивные, языковые, математические проявления одаренности в дошкольном, школьном возрасте у многих талантливых людей.
Некоторые ученые считают, что люди с творческим стержнем принадлежат к «парадоксальному класса сущностей, которые не подлежат классификации». Однако не все согласны с таким мнением, поэтому не прекращаются попытки выделить самое главное в людях, которые активно и успешно создают новое.
Именно с такой целью Дж. Стигер обследовал специалистов шестнадцати отраслей науки и техники из сорока пяти университетов. Что же оказалось? Обследование, к сожалению, еще раз доказало сложность определения творческих потенциалов. Не существует какого-то одного показателя человеческих качеств, объединял бы различие между людьми, способными к творчеству и творчески бесплодными. Формируются новаторы также неизвестно как: играет определенную роль и наследственность, и социальная среда, и характер образования, и профессиональная подготовка... Поэтому процесс становления творца скрытый в тумане таинственности и загадочности.
Вопреки распространенному мнению, творческие личности отнюдь не отличаются чудачеством или капризами в повседневной жизни. Чудаки, конечно, случаются, но отнюдь не чаще, чем среди тех, кто к творчеству не способен. Исследования, проведенные в университете г. Джамму (Индия), не подтвердили теорию о связи творческой активности с психической ненормальным. Л. Верма и Г. Сингх обнаружили совершенно противоположное: чем выше творческие способности, тем выше эмоциональное равновесие и душевное здоровье. Г. Карн и М. Кертон считают, что люди, которые имеют творческие достижения, делятся на «новаторов» и «адаптеров». И те, и другие, по мнению этих ученых, способны к творчеству, причем отличаются не производительностью, а стилем мышления. «Адаптеры» склонны совершенствовать и улучшать используемые методы, придерживаясь общепринятых взглядов. «Новаторы» же выдвигают идеи, предусматривающие радикальные изменения.
    Чтобы четче представить себе стиль деятельности «новаторов» и «адаптеров», приведем такой пример. Предположим, что трехлетний ребенок хочет прикоснуться к огромной собаки, а мать запрещает ему это. В такой ситуации ребенок-«новатор» будет действовать так: он дотронется до собаки ногой, ибо это не было запрещено. Если не разрешается и это, он быстро становится на четвереньки и осторожно тычется в собаку головой. А маленький «адаптер» поступит так: он рыдать до тех пор, пока обессиленная мать не позволяет ему делать все, что только заблагорассудится. Как видим, своего добились и «новатор», и «адаптер». Но, согласитесь, поведение первого ребенка больше похоже на то, что мы привыкли считать творческой одаренностью.

Часть 2. смотрите по ссылке 

Комментариев нет:

Отправить комментарий