Страницы

Поиск по этому блогу

среда, 10 февраля 2016 г.

Методика «Социометрия» (разработана Дж. Морено)


Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Цель проведения социометрической процедуры:
а) измерение степени сплоченности или разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», то есть сопоставимого авторитета членов группы по признакам симпатии или антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Социометрический опрос проводится групповым методом. Его проведение требует до 15 мин. Оно очень полезно в прикладных исследованиях, особенно во время работы по совершенствованию отношений в коллективе. Но оно не является радикальным способом, с помощью которого возможно решение внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.


Социометрическая процедура
Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность определить симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает.

Примеры вопросов, используемых при проведении:
Представьте следующую ситуацию. Вы всем классом отправились в путешествие морем.
1. Вам предложили кого-то из одноклассников избрать капитаном корабля? Кто это будет?
2. Кого бы из одноклассников вы не хотели видеть на капитанском мостике?
Вечером, всем классом, вы пошли в ресторан отпраздновать начало своего путешествия.
3. С кем бы из одноклассников вы хотели отпраздновать начало путешествия, то есть сидеть за одним столом?
4. С кем бы из одноклассников вы не хотели отпраздновать начало путешествия?

Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное количество членов группы. Например, в группе из 30 человек каждому предлагают выбрать лишь до 5 человек. Количество ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов».
В настоящее время принято считать, что для групп в 25-35 участников минимальное количество «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов.

Обработка результатов. 
Социоматрица. Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице, приведенной ниже. В таблицу отдельно заносят ответы из деловых и личностных отношений.
Вертикально записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый.
Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основная ценность социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и предоставленных выборов, установить порядок влияния.

На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов.
Тот, кого выбирают
№ п/п
Ф.И  того, кто выбирает
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Итого
1
Г... на
X

+
-








2
Г...ва

X










3
Ж...Н


X









4
З...на
-
+

X








5
Ив. ..в




X







6
Ив...ва





X






7
К... на






X





8
Л...Н







X




9
Р. ..ва








X



10
С. .в









X
+

11
Ц...В









+
X

Количество выборов













Примечание: + положительный выбор; — отрицательный выбор.



Социограмма. Это — графическое изображение реакции испытуемых друг на друга. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она дает наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы за их статусом (популярностью). 



Социометрическая техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.
Анализ социограммы состоит в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, с членов, реже из 4 и более членов/

Социометрические индексы. Различают персональные социометрические индексы (ПСИ) и групповые социометрические индексы (ГСИ). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными ПСИ: позитивный негатив на экспансивность, степень удовлетворенности степень конфликтности, социометрический статус, потребность в общении, совместимость степень отвержения группой респондента.

Индекс социометрического статуса определяется по формуле:

де С— социометрический статус;
R+— полученные позитивные выборы;
R_— полученные негативные выборы;
N—  количество членов группы.

Индекс эмоциональной  экспансивности определяется по формуле:



де В— эмоциональная экспансивность;
В+— полученные позитивные выборы;
В_—  полученные негативные выборы;
N— количество членов группы.

Среди ГСИ важнейшими являются индексы социометрической когерентности, напряжением ограниченности, плотности, сплоченности, разъединенности, приемлемости, экспансивности, антипатии.

Индекс экспансивности характеризирует  среднюю активность группы и рассчитывается как сумма всех выборов, деленная на количество респондентов:

де Аg— индекс экспансивности;
+— сумма всех позитивных выборов;
Rо_ — сумма всех негативных выборов;
N—количество опрошенных.

Индекс сплоченности учитывает число взаимных положительных выборов по отношению к общему числу возможных выборов и определяет степень привлекательности группы для ее членов.


де Gq — индекс сплоченности;
В+ — количество взаимных позитивных вы­боров;
N — количество участников опроса;
k— лимит выборов.

Индекс антипатии характеризует число взаимных отрицательных выборов по отношению к общему числу возможных выборов и определяет степень неприятия группы ее членами.

де Gа — индекс антипатии;
В_ — количество взаимных негативных выборов;
N— количество участников опроса;
k— лимит выборов.

Индекс напряженности отражает общее количество расхождений взаимных оценок членов группы (А выбирает В, а В исключает А) по отношению к общему количеству выборов и определяет противоречивость отношений в группе.

де Gn— индекс напряженности;
Вn — количество  разногласий взаимных оценок;
N— количество участников опроса;
k— лимит выборов.


Комментариев нет:

Отправить комментарий