Страницы

Поиск по этому блогу

вторник, 2 февраля 2016 г.

Тренинг для подростков «группы риска»

Тренинг уверенного поведения и социальных навыков

Тищенко Елена Николаевна, социальный педагог ОШ № 26 Винницкого городского совета, Украина


Вступление
С тех пор, как существуют законы, которые регулируют сожительства членов определенного человеческого сообщества, всегда находятся нарушители этих законов. Поэтому такое социальное явление, как преступность является неизменно актуальным для всех человеческих обществ всех эпох. Когда же уровень преступности растет, это свидетельствует о наличии в обществе серьезных проблем. В частности, возможными причинами роста преступности является потеря ценностей в обществе, слабость власти, сложная экономическая ситуация, бедность и другие социальные факторы. Жить в обществе, где царит беззаконие и засилье преступности, страшно и опасно. Поэтому граждане большинства стран мира уменьшение уровня преступности, в частности, среди детей и молодежи, относят в пятерку важнейших проблем современности. Для украинского общества проблема роста уровня агрессии и преступности среди детей является актуальной как никогда. Действительно, доля правонарушений, совершенных подростками, в настоящее время составляет 10% от общего количества преступлений. К тому же, серьезную озабоченность вызывают такие факты, как снижение возраста несовершеннолетних правонарушителей, рост количества тяжких преступлений, групповой характер преступности, среди этой возрастной категории и т.д. Приоритетное место среди ведущих микрофакторов социализации ребенка принадлежит школе. Именно здесь соприкасаются и перекликаются самые разные стороны жизни человека. Необходимо отметить, что в общеобразовательные учреждения ребенок приходит как личность, которая развивается и формирование которой уже началось в семье, группе сверстников, в ближайшем микросоциуме. Поэтому жизнь ребенка следует рассматривать как органическую часть и продолжение ее социализирующей процесса. Довольно часто процесс социализации личности в условиях общеобразовательных учреждений сопровождается появлением разнообразных социально-психологических проблем в детской и подростковой среде, особенностей взаимодействия ученического и педагогического коллективов, различных трудностей подростков, связанных с осознанием и пониманием ими собственного «я». Несмотря на все это, возникает настоятельная потребность в разработке и внедрении действенной системы профилактики правонарушений среди детей.

Цель: мотивация подростков «группы риска» к изменению девиантного поведения и развитие новой, более конструктивной модели поведения:
  • выработка новых конструктивных моделей поведения;
  • улучшение психосоциального здоровья;
  • содержание от стереотипных моделей поведения;
  • осознание правды о себе;
  • применение приобретенных знаний, умений и навыков.

Целевая группа: учащиеся 7-11 классов в возрасте от 13-17 лет, которые склонны к девиантному поведению, включая употребление наркотических веществ, конфликты с родителями, учителями, проблемами с законом и обучением. Хотя возможно привлечение подростков, которые не совершили противоправных действий, но чувствуют себя неуверенно, тревожно или имеют проблемы с адаптацией в коллективе сверстников.
Количество участников: от 6 до 15 (оптимальное количество 7-9 участников).
Оборудование: флип-чарт, маркеры, стикеры, «Дерево ожиданий», газеты, вырезки из журналов, рисунки, клубок ниток.
Время проведения: 180 минут.

Ход проведения занятия
Приветствие
Участники и тренеры размещаются в кругу, здороваются друг с другом
3 мин
Знакомство
Участникам предлагается сделать бейджи и написать имя, которым бы они хотели, чтобы их называли во время тренинга. Затем каждый по кругу называется: называет свое положительное качество, которое начинается с той же буквы, что и имя (Борис – «большой») и коротко рассказывает о себе.
10 мин
Ожидание
На ватмане рисуется дерево и каждый на стикере пишет, чего бы он хотел достичь во время тренинга, после чего выходит и вслух зачитывает написанное и наклеивает стикер на крону дерева в виде плода.
10 мин
Правила групповой работы
Тренер предлагает группе составить правила, которые позволят эффективно работать в группе. Правила называет группа, а тренер может только предложить добавить собственные.
10  мин
Упражнение «Представь другого»
Участникам предлагается познакомиться друг с другом несколько необычным способом. Они делятся по парам, при чем в паре должны быть те, кто меньше всего знает друг друга. Затем каждый в течение 5 минут рассказывает о себе и отвечает на вопросы партнера в отношении себя. После этого все становятся в круг и по очереди представляют друг друга от имени партнера, стоя у него за спиной. Тот, кого представляют, не должен подсказывать. Затем другие участники могут задать вопросы относительно каких-то черт или привычек того, кто представляется, на что тот должен ответить от имени партнера. После того, как все представлены, проводится обсуждение, что чувствовал каждый из участников, когда от его имени говорил другой человек.
Тренер подводит итог и говорит о том, как важно уметь «почувствовать» другого человека для того, чтобы по настоящему понять его.
20  мин
Упражнение «Перетягивание газеты»
Участники объединяются в пары (желательно, примерно со схожими физическим данным), получают по листу бумаги или газеты, сложенную вчетверо. На расстоянии примерно метра друг от друга становятся на одну ногу, придерживая вторую рукой и свободной рукой берутся за противоположные стороны газеты, перетаскивая ее так, чтобы вывести друг друга из равновесия и заставить стать на пол второй ногой, но при этом не порвать бумагу.
Обсуждение
Ситуация похожа на межличностный конфликт, когда партнеры «перетягивают» друг друга, но не могут применять открытую силу, ибо это приведет к разрыву отношений.
25  мин
Упражнение «Просто скажи нет»
Группа объединяется на две равные подгруппы. Члены одной подгруппы становятся в круг лицом наружу. Другой – в круг, лицом к участнику из внутреннего круга. Затем каждый из внешнего круга обращается к своему собеседнику с какой-то просьбой, а тот ему отказывает. При этом он не должен оправдываться, объяснять причины отказа, невозможность выполнить просьбу, а просто сказать: «Нет», «Не могу», «Нет, я не буду этого делать» или другие краткие формулы отказа. После этого внешний круг смещается на одного человека, то есть меняет состав пар и к каждому участнику обращаются с новой просьбой. Так повторяется до тех пор, пока каждый не пообщается с каждым, после чего те, кто стоял во внешнем круге переходят во внутреннее и все повторяется снова.

После упражнения – обмен чувствами. 
Обсуждение
  • Иногда можно отказать просто без объяснений и не чувствовать за это вину. Почему сделать это бывает дискомфортно? 
  • В каких ситуациях лучше отказать так, а когда лучше объяснить причины отказа, или пообещать выполнить просьбу позже. 
  • С чем связано то, что людям часто трудно попросить о чем-то, а когда их о чем-то просят – трудно отказать, даже если это вредит им самим.

15  мин
Упражнение «Ресурсы»
Участникам даются задания составить свой индивидуальный коллаж, отражающий ресурсы – факторы, помогающие преодолевать жизненные препятствия и достигать установленных целей, например, профессиональных или спортивных успехов. Тренер отмечает, что в этой композиции можно использовать не только привычные уже вырезки из журналов и рисунки, но и любое другое, что представляет для исполнителей символ их ресурсов (фотография близкого или любимого человека, мобильный телефон, ключи от квартиры, спортивные награды, что-то, сделанное собственными руками или подарено кем-то, кто имеет важное значение в жизни). После работы над коллажем (25-30 мин) участники презентуют их по очереди и проводится обсуждение.
Как правило, можно выделить следующие группы ресурсов:
  • Внутренние: личностные, интеллектуальные, волевые качества, знания и умения, жизненный опыт;
  • Социальные: люди, которые могут помочь в преодолении трудностей и достижении поставленных целей, родственники, друзья, преподаватели и др.
  • Внешние: место жительства, вещи, материальные возможности, место учебы и др.

Обсуждение: 
  • Какие выводы сделал каждый из участников лично для себя из этого упражнения? 
  • Какие ресурсы участники считают наиболее важными и как планируют их использовать?

40  мин
Упражнение «Стремимся к цели»
Участники записывают каждый на своем листе фразу «Я хочу достичь...» и продолжают ее, записывая, чего хотели бы именно они. Затем листы сминаются в шарики и каждый из участников кладет свой шарик на пол там, где захочет. Затем на втором листе каждый пишет «Я уже достиг...» и дописывает ту же цель, что и в первом случае. Эти листы также сминаются в шарики и размещаются на полу на расстоянии не менее трех метров от первых. Далее участникам нужно присесть на корточки и дунуть на листики «Я хочу достичь....» пригнать их к конечной цели «Я уже достиг...»

Обсуждение:
  • Какие чувства вызвало упражнение? 
  • Как менялись чувства пока шарики приближались друг к другу? 
  • Что в реальности нужно сделать, чтобы пройти путь от определения цели до ее достижения? 
  • Или кто-то написал заведомо фантастическую цель, о чем может свидетельствовать такая ситуация?

15  мин
Заканчиваем позитивом
Группа снова садится в круг. Сейчас каждый из участников должен подарить соседу подарок, который надо изобразить молча с помощью жестов. Сосед должен догадаться, что за подарок ему подарили
5  мин.
Обратная
связь
Участники по кругу делятся переживаниями и впечатлениями от занятия.
Тренер говорит, что тренинговое занятие закончилось и сейчас есть возможность сказать друг другу то хорошее, что хочется сказать. При этом используется клубок ниток, который передается от одного говорящего к другому, постепенно разворачиваясь и объединяя, связывая группу в единое целое. Когда все, кто хотел, выступили, тренер предлагает встать, не сматывая нитки и, закрыв глаза почувствовать связь, которая образовалась между участниками. После этого клубок сматывается.
20  мин


Комментариев нет:

Отправить комментарий