Поиск по этому блогу

воскресенье, 31 января 2016 г.

Социально-психологический аспект средств массовой информации



Щорс В.В., аспирант Винницкого государственного педагогического университета имени Михаила Коцюбинского, социальный педагог учебного учреждения «Винницкий технический лицей», Украина


Невозможно переоценить влияние современных средств массовой информации (СМИ) на формирование подрастающего поколения. Большинство людей, как молодые, так и в возрасте, посвящают просмотру телевизора, прослушиванию радиопередач, пребыванию в Интернете, играм в различные компьютерные игры значительную часть своего времени. Они даже не замечают, что перестают жить собственной жизнью, интересоваться успехами и неудачами родных им людей, а погружаются в виртуальную жизнь, проблемы телевизионных героев.
Адепты новой социологической теории «информативного общества» отводят этим средствам выдающееся место в системе отношений современного общества, поскольку они превратились в необходимый элемент повседневной жизни человека, стали органической частью среды его обитания.
Возникает назревший вопрос, отвечают ли СМИ гуманистическим принципам, так как они очень сильно влияют на формирование личности, потому что с экрана телевизора пропагандируются различные формы насилия, агрессии, которые уже превратились в обычный компонент каждого художественного фильма, сериала, клипа, без которого зритель не представляет настоящее телевизионный продукт. Это с одной стороны. А с другой отсутствие анализа аудитории содержания предлагаемого медийного продукта. Из выше сказанного, мы можем сделать вывод, что гуманная культура, основанная на гуманистических ценностях и традициях, которая должна быть духовной и моральной опорой современного общества, а особенно будущего поколения, теряет свои позиции, национальный колорит, идейность, содержательность.
Данную проблему исследуют и рассматривают много современных ученых как отечественных, так и зарубежных: это и В. Бурова, Б. Грушина, В. Евстафьев, С. Корконосенко, К. Маслач,  Г. Мельник, Г. Милс, Э. Пайн, Е. Прохоров, В. Сорочинская, Е. Столяренко, Дж. Сулер, Г. Шиллер, В. Щорс, К. Янг и другие.
Щорс В.В., Полударова А.Л., Тищенко Е.Н. -
социальные педагоги г. Винница, Украина
Средства массовой информации — это систематическое распространение информации через телевидение, прессу, радио, Интернет, целью которого является утверждение духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического и организационного воздействия на взгляды, мнения и поведение людей.
СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам — это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране в регионе, на производстве).
Основные черты СМИ:
1. публичность — неограниченный круг пользователей;
2. непостоянный объем аудитории, которая изменяется в зависимости от выявленного интереса к той или иной передачи, сообщения или статьи;
3. наличие специальных технических приборов, аппаратуры, издания.
Понятие «средства массовой информации» (СМИ) не следует отождествлять с понятием «средства массовой коммуникации» (СМК), потому что это не совсем правильно, поскольку последнее понятие характеризует более широкий спектр массовых средств. К средствам массовой коммуникации относятся кино, театр, цирк и т.д., все зрелищные лицедейства, которые отличаются регулярностью обращения к массовой аудитории, а также такие технические средства массовой коммуникации, как телефон, телеграф, телетайп и другие.
Благодпоя СМИ формируется общественное мнение — состояние массового сознания, которое включает в себя скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности. Например, существует четко выраженное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, биологической войны и т.д.
В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного воздействия, что приводит к появлению у человека, вопреки его воле, определенных чувств и состояний, побуждающих человека к осуществлению определенных действий, не совсем присущих его представлению о нормах и принципах поведения. Находясь под воздействием внушения, человек не контролирует направленного на него влияния. Проще внушить человеку то, к чему он склонен в силу своих потребностей и интересов. Основой деятельности СМИ составляет навязывание чего-либо обществу. Это негуманно, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются беспомощними перед подобным внушением.
Но и сама общественная мысль в свою очередь выступает в
Экспрессивной функции — контроль средств массовой информации, то есть руководствуется моральной властью, которая является очень эффективной, поскольку назревающие процессы недовольства общества могут привести к серьезным последствиям, возможно, даже к каким-то государственных изменений.
Консультативной — выражение обществом своей точки зрения на какую-либо проблему, и таким образом может побудить институты власти действовать определенным образом в отношении решения экономических, идеологических, политических проблем.
Директивной — выносит общественное решение по теме или проблем социальной жизни, которые имеют безусловный характер. Например, выявление народной мысли во время выборов — в этом случае народ не только делает степень доверия тому или иному кандидату, но и выражает свое мнение.
Общественное мнение во многом определяет общественную жизнь и направляет деятельность СМИ, которое формируется под его воздействием и освещает значимые, актуальные для народа проблемы с точки зрения социума.
Дело в том, что в определенный момент в СМИ «подается» информация, которая часто является откровенной ложью.
Во-первых, дезинформация подается, как правило, из разных источников и западает в подсознание человека, а во-вторых, дезинформация используется в момент принятия какого-либо важного решения, и когда будет известна правда — цель дезинформации уже будет достигнута. Таким образом, этот метод достаточно эффективен.
Во-вторых, метод семантического манипулирования, который предполагает тщательный отбор и специальные компоновки понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, позволяет влиять на восприятие информации.
В-третьих, метод отвлечения аудитории от одной информации, переключение ее внимания на другую, поданную в максимально сенсационном виде. Цель новой информации — создать отвлекающую альтернативу и снизить актуальность предыдущей информации.
Способ подачи материала (по Г. Шиллеру):
— метод фрагментации — усложнение телевизионных программ, длительность каждого их элемента сокращается во времени, создает противоречие между действительным содержанием какого-либо события и временем, отведенным для его демонстрации. Информация, представленная мелкими порциями, не позволяет ею эффективно воспользоваться.
— экстренная подача информации создает ощущение необычайной важности, хотя может таковой вовсе не быть, а наоборот, отвлекает внимание человека от действительно важной информации. Быстрое чередование сообщений о катастрофах, военных действиях, визиты политических, общественных, религиозных деятелей мешают формированию адекватных оценок и суждений, потому что человек не успевает проанализировать представленную информацию, ему необходимо определенное время для обдумывания увиденного.
В частности, влияние СМИ на сознание людей нередко достигается с помощью стереотипов, мифотворчества и имиджа.
Метод мифотворчества (греч. mythos — сказание) — это техника внушения, когда мифы внедряются в сознание личности, влияют на чувства и поведение людей. Этот метод играет огромную роль в подаче информации средствами массовой информации. Мифы очень жизнеспособны, и их жизненность объясняется тем, что опираясь на реальные факты и события, они воспринимаются как истина и догма.
События и факты, которых субъекты коммуникации не имеют возможности проверить, кажутся им правдоподобными на основе их личной модели мировосприятия, отношения к действительности.
Среди основных социально-психологических эффектов массовой информации выделяют «эффект ориола» и «эффект бумеранга».
«Эффект ориола» связан с суггестивной функцией коммуникативных сообщений. Такая информация и те, кто ее доносит до аудитории, воспринимаются в контексте массового отношения к определенному телевизионному каналу, печатному изданию и т.д.
«Эффект бумеранга» основывается на контрсугестивних воздействиях, высвобождает индивидуальное и групповое сознание от влияния психологии масс. Проявляется это в том, что телезрители через частое появление одного и того же персонажа на телеэкране, начинают сначала молча ненавидеть его, затем выражают недоверие и наконец откровенно бунтуют.
Можно предположить, что с увеличением количества каналов их суггестивное влияние уменьшиться. Но на смену телевидению пришел Интернет. Так появился еще более эффективное средство масовизации психики.
Молодежь, особенно подростки — наиболее активная зрительская аудитория. Они воспринимают телеэкран двояко: как информационный канал и как собеседника. Юные зрители общаются с телевидением двумя путями:
1 путь — попытка обобщения, абстрагирования увиденного по телевидению явления, героя, события в общие понятия и схемы своего поведения, «формулу жизни». При этом молодежь искренне верит в то, что они погружаются в глубины явлений. Но, как свидетельствуют их высказывания, богатство явлений в их рассуждениях просто теряет разнообразие и многовариантность, явления становятся предметом общих речевых формул, оторванных от жизни.
2 путь — это стремление конкретизировать проблемы, которые прозвучали в передаче. Довольно часто молодежь буквально без изменений переносят увиденное в свой жизненный опыт.
Итак, как видим, общения молодежи с телевидением наиболее общественная значимая форма воздействия средств массовой информации. Это общение имеет многогранный характер и отличается переплетением мотивов, потребностей и средств их удовлетворения. Молодежь легко участвует в различных формах зрелищного телеобщения (как средства эмоциональной релаксации), стремится найти в телеэкране, Интернета доверенное лицо, ищет личностного контакта, стремится стать активным участником теледиалога.
Индустрия развлечений продолжает направлять средства массовой информации на формирование у молодежи социальной, политической и духовной апатии, пассивности, примитивных вкусов, интересов, потребностей, пренебрежительное отношение к настоящей культуре, к истории и современных достижений человеческой цивилизации. Поэтому не случайно, развернулась борьба вокруг проблем досуга молодежи, излияния на него продукции средств массовой информации, которые ориентируются на создание условий для «удовлетворения и веселья молодежи». Как видим, противоречивый характер влияния средств массовой информации имеет и положительные, и отрицательные стороны. Поэтому главной задачей школы является умение правильно строить свою работу по воспитанию человека, который является зрителем культурным, воспитанным, образованным, — только тогда общение со средствами массовой информации в сочетании с другими формами приобретения общественного опыта становится мощным позитивным фактором социализации личности.


Комментариев нет:

Отправить комментарий